Технология обучения для дизайнера ("курсы дизайна мебели" часть 1)

Есть такие профессии, где достаточно научиться чему-то один раз, а затем просто работать и вырабатывать лучшие навыки своего труда. И все.


Профессия же дизайнера совершенно противоположна ...


Мнение о профессии дизайнера и роли обучения в этой профессии

Я встречал в дизайн среде немало людей, которые считают доблестью свою личную способность "не прогибаться под изменчивый мир" во всех аспектах своей профессиональной деятельности. Я уважаю право каждого человека на собственное мнение и я тоже достаточно эгоистичен во многих вопросах. И все же о том, что касается обучения, я думаю иначе ...

Дизайнер в своем мышлении должен быть крайне гибким и подвижным. Это мое твердое мнение. Область дизайна - это область материальной культуры человечества, которая, в свою очередь, подвержена постоянным изменениям и переменам. Интерьерно-мебельный рынок переворачивается с ног на голову с периодичностью примерно в 10 лет. Меняются предпочтения форм, цветов и стилей. Меняются материалы и комплектующие. Меняется мышление и тех, кто производит культуру, и тех, кто потребляет культуру. И так происходит постоянно и неизбежно. Это как огромная "культурная река", которая течет своим переменчивым руслом. И в этой "культурной реке" чувствуют себя лучше всех именно те рыбки (дизайнеры), которые лучше всего изучили русло, его достоинства и опасности, и которые всегда в курсе последних изменений этого русла, так как следят за ним и изучают его беспрестанно. Что же касается тех, кто придерживается своего "глубокого затона", то скажу про них так ... Эти рыбки рискуют попасть в опасность, когда форс мажор вдруг заставит их покинуть свой "глубокий затон", так как им элементарно не известны безопасные пути, свободные от хищников, и лучшие места для кормежки.

Любой здравомыслящий дизайнер должен быть готов к тому, чтобы менять свое сознание, выкидывать из головы ненужное и отжившее и закладывать туда что-то новое и свежее. В итоге дизайнер в течение всей своей профессиональной жизни должен постоянно учиться. И невозможно остановиться в развитии в принципе, так как для дизайнера это равнозначно деградации ...

И у того, кому близок мой взгляд на профессию дизайнера, думаю уже утвердился в голове такой вывод, что дизайнер должен учиться постоянно. Это залог способности лучше выживать и быстрее двигаться к процветанию.

Проблемы реальной жизни и дизайнерских будней

Начинающий дизайнер или вроде как бы уже опытный дизайнер, если он достаточно честен сам перед собой, иногда может сказать примерно так ...

Легко сказать, что надо учиться практике, но вот как учиться и почему такое ощущение, что ничего не происходит?
Как учиться, когда не с кем посоветоваться и все вокруг примерно на моем же уровне, а сильного наставника нет?
Как учиться, если желание учиться вроде есть, я предпринимал попытки и столкнулся с такими препятствиями, как непонимание, лень, отсутствие интереса к предметным темам и не знаю как убрать эти препятствия?
Может мне поступить в какое-нибудь учебное заведение на специализацию дизайнер и там меня научат?
Как вообще быть, если я закончил высшее учебное заведение, и все равно испытываю трудности в профессии и вроде как дальше учиться уже и негде?
И как быть, если в принципе не известно, с чего начать?

Ну и так далее и тому подобное ... Да, действительно, проблемы с обучением дизайну мебели в реальной жизни существуют. Иногда мы находим оправдания тому, почему не можем учиться. И чаще всего эти оправдания не имеют ничего общего с реальной жизнью. Иногда мы не можем найти причин своей тупости. И это загоняет нас в тупик. Мы пытаемся найти выход из темноты этой непроглядности и чаще всего размышляем о том, чтобы куда-то поступить на обучение или освоить дополнительный курс, где есть учителя-волшебники, которые по мановению волшебной палочки развеют всю мглу.

Но реальность жизни такова, что на самом деле спасение утопающих - "дело рук самих утопающих". И если ты тонешь или настолько благоразумен, что хочешь заранее вооружиться знаниями на соответствующий случай, то забирай прямо с этой публикации спасательный круг - "технологию обучения".

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Технология обучения - это знание о том, что позволит тебе учиться легко, быстро и даже с радостью.

Технология обучения включает в себя следующие вопросы: зачем учиться, препятствия в обучении, устранение препятствий.

Зачем учиться

Осознание того, зачем учиться, это первый и крайне важный элемент технологии обучения.

Дело в том, что на самом деле во всем мире вся система академического образования, начиная со средней школы и заканчивая высшими учебными заведениями, построена таким образом, что там человека учат самым разным предметам, но в отрыве от реальной жизни и конкретных целей образования. Учителя делают все возможное для того, чтобы учащиеся как можно лучше посещали занятия и как можно лучше сдавали экзамены. Учащиеся делают все для того, чтобы как можно меньше занятий пропустить и как можно лучше сдать экзамены.

Что из этого выходит? А приходит такой блестящий студент с красным дипломом в дизайн-студию к опытному дизайнеру, который построил уже на один десяток дизайн-проектов и съел при этом не один фунт соли. И выясняется, что поручить этому студенту без детального разжевывания в принципе нечего. И вся проблема в том, что разжевывание занимает до 80 % времени от всей работы. Вот такая "блестящая" тупость. И если разобраться, то станет понятно, что этот "блестящий" студент всегда учился для того, чтобы хорошо сдавать экзамены. Он не учился для того, чтобы хорошо строить дизайн-проекты.

Человек, получающий практическое образование, знает зачем учится и каждый раз задается примерно таким вопросом: "Как можно применить это на практике?" В этом и заключается главная разница между академическим и практическим образованием.

Занимайтесь практическим образованием и знайте, для чего это вам нужно.

Препятствия в обучении и их устранение


  • 1-ое препятствие ... Я знаю об этом все!
Человек, который считает, что знает о каком-либо предмете все, просто не способен учиться. Такое положение дел может сложиться у любого дизайнера, более или менее освоившего практические вопросы своей деятельности и достигшего определенных результатов.

Однако, столкнувшись с таким препятствием, можно совершенно увязнуть в текущей ситуации и не суметь продвинуться дальше. Это будет застой и ничего хорошего.

Устранение этого препятствия ... Для того, чтобы сдвинуться с места, достаточно найти силы, чтобы решить у себя в голове и затем сказать самому себе: "Хорош зазнаваться ... есть еще что-то в этой области, что мне не известно, и это необходимо изучить ... Давай приступай!"

  • 2-ое препятствие ... Отсутствие массы.
Представь сейчас, что ты хочешь освоить управление самолетом. Если тебе предоставить теоретический курс, но не предоставить самого самолета, что случится тогда? Насколько хорошо ты сможешь освоить курс? Сможешь ли буквально сесть в кабину самолета и поднять его в воздух по окончании теоретического курса? Скорее всего нет. И на самом деле по одной простой причине - ввиду отсутствия массы. Самолет и является массой в данном случае.

Поэтому, если ты хочешь освоить специфику, например, целевого действия "замер", то помимо изучения теории тебе необходима материя в форме объекта для замера. И замер этот может быть не обязательно на объекте у конкретного клиента, но и у тебя дома или у твоих друзей, а клиентом может выступить кто-то из твоих родственников, друзей или знакомых. И это будет касаться любого аспекта дизайнерского труда, который ты хочешь серьезно изучить.

Преодоление этого препятствия ... Самый лучший способ преодоления - найти реальную массу и чаще всего для дизайнера масса будет доступна.

И все же в ходе обучения масса будет доступна не всегда, ну или может оказаться дорогостоящей. Что же делать в таком случае? Для таких случаев разработан ряд инструментов, которые можно объединить под общим названием "демонстрация".

Для того, чтобы получить массу, необходимо выполнить демонстрацию.

В целях обучения дизайну демонстрацию можно осуществить с помощью зарисовки или с помощью пластилина.

Зарисовка - понятный и лучший вариант демонстрации, потому что этот навык сам по себе крайне важен для всей остальной профессиональной деятельности дизайнера. Почему? Просто потому что в отличие от других способов он доступен всегда и везде даже в самых неудобных условиях. Нужен лишь планшет, лист бумаги, карандаш и ластик. И именно зарисовка всегда будет использоваться в дальнейшем для первичного построения концепций и проектов.

Например, если ты изучаешь целевое действие "проектирование", то ты можешь увидеть что оно разбито на части (этапы). И для того, чтобы лучше понять этот процесс, тебе лучше всего взять и составить схему этого процесса. Так будет яснее и понятнее.

Использование пластилина равносильно зарисовке, но дает 3-х-мерный объем и большее понимание. С помощью пластилина можно вылепить буквально фигурки, предметы, стрелочки и прочее необходимое.

Используя зарисовку или пластилин, не стоит ставить перед собой цель сделать все художественно красиво. Критерий оценки результата этих инструментов один - достаточность для понимания.

Сам я больше склоняюсь к тому, что лучше зарисовывать. И вот пример моей зарисовки по результатам изучения вопроса построения целевой группы из дизайнеров. Посмотри на два пути достижения моей цели. При наличии зарисованной схемы мне становится весьма легко понять варианты процесса, их преимущества и недостатки и в итоге принять решение относительно выбора пути.


  • 3-ье препятствие ... Слишком крутой градиент.

Градиент - это как лестница познания. Легко ступать с одной ступеньки на следующую и трудно когда приходится перепрыгивать через несколько ступенек разом.

Взяв слишком крутой градиент, мы ощущаем, что запутались, а голова наша идет кругом.

Средство от слишком крутого градиента ... Снизить его и возобновить обучение с того места, где не было путаницы.

  • 4-ое препятствие ... Непонятое слово. Внимание! Это самое серьезное препятствие.
Непонятое слово - это слово, смысл которого вообще не понят, либо понят не верно.

Пример пропущенного непонятого слова и его последствия ... Вы прочитали страницу текста и ничего не помните. Это и есть следствие пропущенного непонятого слова. Думаю, что каждый из нас помнит такие моменты из своей жизни, когда "приходилось" читать книжки. Просто наш мозг так уж устроен, что после пропущенного слова мы не можем понять больше ничего. В этом препятствии и лежит огромный фундамент такого распространенного явления как тупость. Но на самом деле тупость не приговор, а состояние, из которого можно и нужно выходить. И в этом нам помогает технология обучения.

Как понять, что пропущено непонятое слово? Очень просто! Об этом даст тебе знать целый набор твоих физических и психологических реакций ... Пропустив непонятое слово, ты можешь почувствовать замешательство, отчетливое ощущение пустоты в голове, упадок сил, у тебя может возникнуть чувство как будто "тебя здесь нет", за этим может последовать чрезмерное нервное беспокойство. Запомни эти реакции и при их проявлении бей тревогу.

Непонятое слово гораздо серьезнее других препятствий. От непонятого слова зависит наличие или отсутствие способностей.

Пропущенные непонятые слова вызывают два проявления:

1-ое проявление - если человек не понимает слово, то часть текста, следующая после такого пропущенного непонятого слова, представляет собой пустоту в памяти.

2-ое проявление - неправильно понятое слово или непонятое слово вызывает стремление отстраниться от обучения и убежать от изучаемого предмета.

Иногда встречается такое явление как "блестящее непонимание". Оно сравнимо с тупостью. Блестящий учащийся может выучить что-то наизусть без какой-либо надежды на способность применять знания на практике. Это самое распространенное явление в среде академического образования, откуда выходят ни к чему не способные "блестящие отличники".

Никому из нас не стоит быть тупым или "блестяще тупым". И все мы с этим наверняка согласны. Поэтому давай посмотрим на методы преодоления этого препятствия.

Преодоление препятствия в виде пропущенного непонятого слова ... Для этого используем процедуру прояснения слов, состоящую из определенных шагов.

Шаги прояснения непонятых слов:

  1. Во время обучения (чтения) держи под рукой хороший и простой толковый словарь.
  2. Когда ты встречаешь слово или символ, смысл которого не понятен или понятен не до конца, то первое, что надо сделать, это взять словарь и просмотреть дефиниции этого слова и найти ту дефиницию, которая лучше всего подходит в контексте того, что ты изучаешь. Затем составь 10 или более предложений с этим словом, чтобы четко уяснить и закрепить для себя его смысл.
  3. Затем проясни все остальные дефиниции этого слова, составляя предложения до тех пор, пока не появится четкое представление о каждой из них.
  4. Далее проясни происхождение слова.
  5. Изучи идиомы проясняемого слова, если они есть. Идиомы - это фразы или выражения, смысл которых нельзя понять исходя из обычных значений составляющих их слов. Пример идиомы - ходить на голове. Идиома этого выражения иная, нежели буквальный смысл слов, ее составляющих.
  6. Проясни все остальные данные о слове, приведенные в словаре: синонимы, антонимы, примечания ...
  7. Если в дефиниции проясняемого слова встречается другое непонятое слово или символ, то проясняй его по той же процедуре.
Не отходи от этой процедуры и тогда ты справишься с непонятыми словами. Не пытайся упрощать процедуру, так как эта процедура дает результат только тогда, когда выполняется в точном соответствии с тем, как здесь написано.

Заключительное слово

Технология обучения откроет для тебя бескрайние горизонты профессионального развития и ты, возможно, это уже чувствуешь даже кончиками своих пальцев.

Технология обучения сделает тебя абсолютно независимым от малоэффективных систем академического образования.

Технология обучения пригодится тебе не только в твоей профессиональной деятельности, но и в изучении других вещей и явлений, которые могут тебя интересовать и казаться поначалу сложными.

Не ограничивай теперь себя широтой познания, но не забывай про правила технологии обучения.

В составлении материала использованы материалы научных трудов Л.Рон Хаббарда (1911 - 1986 г.г.)