Дизайн кухни и секреты из практики дизайнера

По вопросам дизайна кухни у разных дизайнеров зачастую можно встретить абсолютно полярные мнения, но это не важно. Важнее немного другое.


Публикация по объему информации вышла почти как небольшая книга. Она не для развлечения, а для обучения. В ней содержится крайне ценная информация из первых уст.

В этой публикации я постарался раскрыть полный перечень знаний, необходимых для работы по кухням (мебель). Это понятно, что дизайнеру надо знать и уметь многое, в том числе и то, о чем я писал ранее и буду писать позднее. В данной же публикации будут затронуты самые интересные узкопрофессиональные вопросы.

Публикация будет полезна для тех, кто работает с кухнями, для тех, кто это планирует, а также для тех, кто так или иначе сталкивается с этим процессом уже сейчас.

Перечень знаний в данной публикации сэкономит время на поиск и отфильтровывание ненужной информации, плюс даст ценнейшие знания из моего практического опыта.

Сразу хотел оговорку сделать для искушенного читателя - дизайнеров, работающих с кухнями. Некоторые вещи, которые я здесь упомяну, зачастую лежат на поверхности и находятся в постоянной доступности дизайнеров, работающих с кухнями. Может кто-то даже скажет ... Нуууу ... это я знаю, это итак всем известно. Да да, я отвечу. Это действительно известно. И задам вопрос ... А не похожа ли твоя история на мою историю?

История ... Как-то разговаривал с одним дизайнером по кухням у нас в Чебоксарах. Были у него сложности с мастерами, да и с клиентами. Помимо прочего (незнание технологии продаж) в работе дизайнера меня не устраивало то, как он проектирует кухонные композиции, неоправданно усложняя модуля, создавая излишние сложности для эргономики, эстетики, клиентов, себя, снабженцев и мастеров. Первая мысль в голове у меня была такая - этот дизайнер просто слабо компетентен и не знаком с основами построения кухонных модулей. Спрашиваю, мол а ты знаешь, какие бывают стандартные размеры кухонных модулей и кухонных дверок? Поясню, что у мебельщиков такие размеры принято называть СТАНДАРТНЫМИ, но буквальный смысл этого слова несколько искажает истинное содержание этого понятия. Я называю стандартные размеры немного иначе - ПРАВИЛЬНЫМИ. Продолжу историю ... Дизайнер отвечает, что знает их. Я не успокаиваюсь и "прогоняю" его по размерной линейке. Что вы думаете, результат - оценка 5+. Все знает! У меня сразу же рождается следующий вопрос ... А почему не применяешь на практике? Слышу ответ, мол а зачем? Я опять спрашиваю ... А по твоему мнению зачем это все придумано и есть ли от этого хоть какая-то польза тебе, ремесленникам и твоим клиентам? Ответ был скорее предсказуем ... Ну типа точно не знаю, но скорее всего производители фасадов, в частности итальянцы, придумали стандартные размеры фасадов, чтобы удобно было их изготавливать и продавать. Спрашиваю ... И это все? Слышу ответ типа ... Нуууу ... наверное все. Я проявил внимание и разъяснил свое видение и подробно рассказал, для чего нужны правильные размеры. Если быть честным, то по сегодняшний день изменений у этого дизайнера не видно. Те же проблемы с клиентами, те же проблемы с мастерами. Однозначно, есть препятствия в обучении. А про пользу ПРАВИЛЬНЫХ размеров при проектировании кухонь чуть ниже по этой публикации.

Хватит лирики и вот то, что надо знать и уметь использовать ...

Перечень знаний по кухням
  1. Расстановка приоритетов эстетики и функциональности.
  2. Основы планирования зон.
  3. Укрепившиеся законы построения архитектуры традиционных кухонь.
  4. Известные законы построения архитектуры современных кухонь.
  5. Основные правила построения цветовой композиции.
  6. Использование текстур.
  7. Правильные мебельные дверки и модули.
  8. Ассортимент фурнитуры для кухонь.
  9. Принципы совмещения в пространстве мебели и коммуникаций (газ, электричество, вода).
  10. Принципы интегрирования техники в кухонную мебель.

РАССТАНОВКА ПРИОРИТЕТОВ ЭСТЕТИКИ И ФУНКЦИОНАЛЬНОСТИ

Работу над дизайном кухни начинаем с понимания людей, которые будут жить и пользоваться этими кухнями. Очень важно понять один приоритет этих людей ...

Вообще-то все люди по своему уникальны и у каждого человека есть вполне оправданная истина относительно того, что для него в приоритете. Так и по фкухням приоритеты у людей отличаются. Не буду здесь рассматривать мелкие и экзотичные приоритеты. Рассмотрю только эстетику и ункциональность. Эти два параметра всегда встречаются и весьма отличительны по своей значимости от раза к разу. Кому-то важнее красота, а кому-то функциональность. У дизайнеров также есть свои, зачастую полярные мнения на этот вопрос. Для меня, например, на первом месте стоит эстетика восприятия и только затем функциональность. Следует хотя оговориться, что наличие приоритета эстетики не говорит о том, что функциональность должна быть забыта. Здесь можно возразить и предположить, что правильным будет учитывать и то (эстетику) и другое (функциональность). А я и не оспариваю ... Я просто знаю, что в большинстве случаев проектирования кухонь каждому думающему дизайнеру всегда придется решать задачи по типу "а как же сделать при таком положении дел ?" И не будет при этом никакой возможности хоть кого-то спросить о совете, так как "выше" фигуры в этом вопросе просто не будет ...

Продвинутый дизайнер в первую очередь должен знать все те границы, в которых должен работать. Упомянутый вопрос приоритетов и есть одна из границ проекта. И если дизайнер не будет учитывать границы и не будет клиентоориентированным, то ни о каком успехе в русле коммерческого дизайна и речи быть не может. Об этом я уже писал в предыдущей публикации о технологии продаж для дизайнера. Хотя и абсолютной гибкости до степени пластилина в работе дизайнера быть не должно.

Так вот, каждый раз, начиная работу, узнай и пойми, что для клиента важнее? Эстетика или функциональность? 

ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗОН

Понимание приоритетов - преимущественно вербальная работа. Здесь мы спрашиваем, слушаем, обсуждаем, записываем. И это вроде как не чисто "доблестное дизайнерское ремесло". А вот настоящее дизайнерское проектирование кухонь начинаем исключительно с планирования зон. С этого легче начать действовать.

Зоны - это рабочие области кухни. C первого раза с распределением зон может не получиться ... Допустим приоритет - эстетика. В таком случае если зоны не будут отвечать приоритетам эстетики, то тогда их придется перепланировать. Если получится все красиво, то это означает, что с проектом просто очень повезло. Если не повезло, то придется перерисовывать весь проект. Просто обычно вопрос о том, красиво или нет получилось более или менее вменяемо возможно оценить лишь при прорисовке (хотя бы черновой) пространственной модели кухни. Кстати, именно по этой причине я всегда за то, чтобы модель будущей кухни перед беловым вариантом обязательно прорисовывалась в черновую. В случае несовершенства первичной модели зачеркнутая проделанная работа не будет казаться столь существенной и утомительной и первичная неудача не отразится на дальнейшем настроении дизайнера и на дальнейшем ходе проекта, соответственно.

Польза от правильного планирования кухонных зон:
  • оптимально выверенные перемещения в ходе рабочих процессов;
  • меньшее утомление при этом;
  • экономия времени для хозяйки кухни;
  • наглядное и удобное размещение содержимого в кухонных модулях.
Кухонные зоны:

Запасы - это закрытые зоны для хранения продуктов питания. В этой зоне хранится широкий перечень продуктов. После использования запасы пополняются. К зоне "запасы" относятся в том числе холодильник и морозильник. Это очень важная зона и чаще всего про эту зону забывают и после приобретения кухни потребителям не хватает места для запасов.

Хранение - это зона хранения широкого перечня хозяйственных принадлежностей, таких как посуда, столовые приборы.

Мойка - в этой зоне располагается шкаф с мойкой, а также зачастую посудомоечная машина.

Подготовка - в этой зоне располагаются кухонные принадлежности, необходимые для приготовления пищи. Здесь же хранятся открытые и наиболее часто используемые при приготовлении продукты.

Приготовление еды - это зона расположения варочной плиты, духовки, СВЧ, вытяжки.Здесь же хранятся постоянно используемые для приготовления в духовке или на плите предметы - кастрюли, сковородки и прочий необходимый инвентарь.

Фактор, влияющий на расположение кухонных зон:

Основным фактором, влияющим на расположение кухонных зон, является тип кухни. По типам кухни могут быть линейные, угловые, островные, полуостровные, двухлинейные, П-образные.


Расположение зон в разных типах кухонь - вопрос достаточно гибкий и каждый дизайнер может соотнести зоны достаточно по разному. Хотя, вероятнее всего, для того или иного помещения с конкретным стилем жизни его владельцев скорее всего всегда будет наиболее лучшим лишь одно решение. Способность находить лучшее решение - это уже даже не теория, а обширная практика в виде не одной сотни и часов практической деятельности. В идеале говорят надо наработать не менее 5000 часов. Я их наработал и тебе советую. Поэтому практикуйся как можно чаще, даже если нет конкретного заказа, фиксируй результат и складывай в архив. Это позволит тебе в будущем рассчитывать часы своего опыта и следить за динамикой личного развития.

Для новичков посоветую изучить он-лайн сервис австрийского производителя фурнитуры - компании Blum - DYNAMICSPACE. Очевидно, что данный сервис создан для поддержания продаж фурнитуры, но ничего страшного. На самом деле он получился крайне познавательным и будет весьма полезен хотя бы в форме краткого обзора, дорогой ты мой читатель. А более внимательная и вдумчивая "игра" с этим сервисом даст тебе совершенно конкретную наработку часов практического опыта прямо от австрийских дизайнеров. Их стиль в сервис помещен четко. Для познания вопросов дизайна кухни это очень хорошее место.

УКРЕПИВШИЕСЯ ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ ТРАДИЦИОННЫХ КУХОНЬ

Проектирование традиционного или иначе классического кухонного дизайна предполагает следование определенным законам (принципам). Ничего сложного в этом деле нет, так как все правила уже придуманы и отработаны многими поколениями ремесленников на невероятном количестве проектов. Их надо просто знать и научиться применять.

Очень важно обозначить те цели, к которым изначально вели и сейчас ведут эти законы. Это достижение в пространстве состояния постоянства, статичности и стабильности. Это избежание намеков на излишнюю подвижность, непостоянство, переменчивость и динамику. В этом и есть вся сущность консервативной КЛАССИКИ.

Вообще-то архитектура кухонной мебели включает архитектуру всей мебельной композиции и архитектуру деталей. Это важно понимать прежде чем обсуждать основную суть этой части публикации.

Архитектура мебельной композиции - взаимное расположение мебельных модулей, соотношение размеров модулей между собой и по отношению к линейным размерам всей мебели (высота, ширина и глубина).

Архитектура деталей - детальное строение отдельных деталей мебели, таких как мебельные дверки, цоколя, карнизы и прочие функциональные или декоративные элементы.

И вот законы (принципы), относящиеся к кухням ...

Архитектура деталей
  • Архитектура мебельных дверок - преимущественно в форме рамки. 
Рамка - это обвязка из четырех реек и вставная филенка в середине. Всем знакомая техника, позволяющая получить совершенно разный дизайн в деталях. Ниже приведены примеры мебельных дверок. Все они выполнены по рамочной технологии, но в деталях дизайн совершенно разный ...



  • Излишне скрупулезный подход к архитектуре деталей эстетического назначения - корон, карнизов, пилястр, консолей, капителей, реечек и прочего декора. 
На примере буфета ниже видно, сколько внимания уделено его деталям. По задумке его корона (самая верхняя часть) должна использоваться для размещения декора и поэтому имеет ограждение по периметру, но ограждение выполнено по современным ремесленным меркам необоснованно трудоемко. На него потрачено даже слишком много времени. Это не просто ограждение, это множество фрезерованных и точеных деталей. Абсолютно тоже самое относится и к среднему модулю, соединяющему нижнюю и верхнюю часть буфета. Помимо практического назначения (удержание на буфете верхнего модуля) она все таки в большей степени несет эстетическую нагрузку и демонстрирует сложность и многообразие форм классического дизайна.



  • Витрины (дверки со стеклом) изготавливаются либо с решеткой, либо в них вставляются замысловато украшенные витражи.
Вот пример решеток ...


Вот пример витражей ...


  • Мебельные дверки по своим геометрическим размерам должны предпочтительно соответствовать принципу золотого сечения.
Если это так, то большинство людей со среднестатистическим восприятием воспринимают такие размеры как наиболее эстетичные. Для вертикальной кухонной дверки в этом смысле самый идеальный размер - 720х450 мм. 

  • Тоже самое (принцип золотого сечения) относится и к линейным размерам других деталей мебели. Например к консолям, капителям ... 

Левая консоль на картинке смотрится слишком вытянутой по высоте, а правая - более органичной и самодостаточной. Иногда ситуацию можно отчасти исправить, привязав вытянутую консоль к другой "более правильной" по линейным размерам детали мебели так, как это сделано на картинке ниже (консоль помещена в рамку оптимальных размеров) ...


  • Один важный момент, связанный с горизонтальными деталями и горизонтом ...

Я сейчас вспоминаю, что после изучения принципов золотого сечения и отработки их на практике, у меня поначалу возникли противоречивые суждения. Вроде как горизонтальные детали отрисованы правильно, но лично мне по соотношению пропорций не нравятся ... Поиски, пробы и рассуждения меня привели к выводам, что относительно деталей, вытянутых по горизонту действует еще и "правило горизонта".

Мы каждый божий день выходим на улицу, мы настолько привыкаем к тем или иным горизонтам, что наше восприятие просто "требует" чего-то более вытянутого. Дизайн кухни - не исключение. 

Именно по этой причине считаю более правильными пропорции горизонтальных деталей такими, как это должно быть в соответствии с принципом золотого сечения, но более "вытянуто" по горизонту.

  • Мебельные ручки. .  Чаще всего они должны быть сложными и как бы это сказать ... со своей идеей что ли. Примерно так ...



Не обязательно, но иногда рисунок и дизайн ручек может подыгрывать рисунку и дизайну деталей мебели.

Архитектура композиции
  • Традиционный дизайн очень любит наличие центра, который строится с помощью симметрии.
Центр внимания может быть один, а может их быть и два и даже три. Это будет зависеть от размеров кухни. Посмотри ниже пример центра ...


Центром здесь выступает портал каминной вытяжки. Главным центром внимания его "делает" симметричное распределение деталей. Выделение отдельным цветом усиливает восприятие центра.


На этой картинке два центра - портал и остров. Очень часто центр к прочему подчеркивается тем, что выделяется из общей геометрии мебели по высоте и глубине. Для этого он делается выше и выступающим вперед.


А на этой картинке, как ты догадался, центра три - портал, остров и шкаф с техникой. Заметь ... Все остальное теряется. Это дизайнером сделано умышленно.
  • Принцип золотого сечения для композиции также действует.
Дизайнеру, проектирующему кухню, как правило, не подвластно влиять на геометрию помещения кухни и приходится строить архитектуру мебели сообразно архитектуре стен. Это может оказаться заведомо ущербный вариант.

При наличии понимания и возможности составления более "правильного" проекта со стороны дизайнера и клиента иногда надо повлиять на архитектуру вроде как уже имеющихся стен. Это означает, что иногда их надо просто перестроить. Есть ведь всегда наиболее простая возможность достроить дополнительные стены с помощью деревянного бруса и фанеры.

Чтобы было понятно приведу примеры ...


На приведенной картинке построена одна сплошная композиция. Первое, что хочется сказать про такую кухню, это то, что она слишком огромная. Она тяжелая и громоздкая. И поэтому не взирая на старательно выполненные детали лично мне она композиционно не нравится. Да, есть симметричные модули, да, есть "сильные" центры внимания. Но нет красоты и все тут.


На этом примере совершенно иная картинка. Первое, что так и лезет на язык ... Мне нравится! Мне хочется! Это красиво! Дизайн кухни - великолепен! А почему так? Объяснюсь ... 

На самом деле не самая удачная комната для кухни и даже совсем не простая. Она вытянутая и кухонный гарнитур располагается в глухом торце этой комнаты. Скажу тебе, что при "таком раскладе" на объекте можно легко растеряться ... Тем не менее картинка построена великолепно и заслуживает "великой" похвалы. И здесь я говорю не про дизайн деталей (если тебе вдруг кухня в деталях не нравится). Я говорю про то, как расположены кухонные модули относительно пространства и как они воспринимаются в итоге. 

Ввиду недостатка пространства дизайнеру здесь крайне сложно было построить симметричные модули и сильные центры внимания, но намеки видны и получилось весьма удачно. Особенно правильным считаю решение построить в углу кухни стену-короб, к которому в итоге и примыкают два кухонных модуля. В итоге стена-короб визуально разделяет кухонные модуля и они воспринимаются как самостоятельные завершенные объекты. Их размеры не совсем соответствуют принципам золотого сечения, но все же они достаточно близки к ним. И представь только ... Совсем иная картинка  вышла бы в случае объединения этой кухонной композиции в одну цельную. Акцентировать внимание на какие-то центры все равно не вышло бы, так как стены раздвинуть не реально, а "полноценная" угловая мебельная композиция в глухом торце кухни на уровне восприятия ну просто "захламила" бы пространство. И предположу, что в таком случае она вероятнее всего слилась ко всему прочему еще с обеденной зоной, усугубляя загроможденность кухни.

Ниже еще один пример ...


Глядя на эту картинку, ты поймешь, что очень большие кухни достаточно легко можно строить так, чтобы они получились не громоздкими, а изящными. Для этого даже в классическом дизайне можно использовать несколько разных цветов. Таким образом можно выделять ключевые модули правильных размеров отличающимся цветом и это позволит им не сливаться с модулями иного цвета и восприниматься самостоятельно. Для этих же целей весьма правильно не загромождать все стены кухонными ящиками, а оставлять их отчасти свободными.
  • Большие кухни "любят" когда в них строятся большие порталы - вытяжки каминного типа. Это хорошо видно на выше приведенных картинках.
Следует понимать, что порталы не следует строить в малых помещениях (менее 20 кв.м). Наличие большого портала в большом пространстве - естественно, а в малом пространстве - смешное событие.

Также необходимое понимание ... Для маленького пространства теоретически портал можно уменьшить, но дело в том, что маленькие порталы сами по себе не смотрятся. И примеры неудачного построения маленьких порталов можно наблюдать в любом торговом центре, где выставлено много мебели. Там, правда, придется заставить себя представить то, как все это будет смотреться не в условиях просторного салона, а в ограниченном пространстве квартир.
  • Обеденная зона на кухне конечно же может восприниматься самостоятельно, но зачастую она может казаться лучшим дополнением к основной архитектуре кухни. 
Это означает примерно то, что изображено на картинке ниже, когда детали обеденной зоны по архитектуре, цвету, рисунку и фактуре совпадают с важными деталями кухни.


  • Если на кухне портал не строится (чаще всего), а планируется вытяжка, то используются модели с деревянной обвязкой, окрашиваемой в цвета мебели. Ниже картинка "об этом" ...
  • Классическая кухня "любит" когда в ее дизайне используются не только закрытые дверками шкафчики, но и шкафчики без дверок с открытыми полками или отдельно навешиваемые полочки.
На открытых полках можно поместить много самого разного и красивого и так кухня выглядит еще более традиционнее.

  • Холодильники, морозильники, посудомоечные машины в классической кухне чаще всего используются встроенные, которые "прячут" внутри кухонных шкафов. Таким образом подобная техника своими размерами и цветом не влияет на дизайн пространства и не "выбивается" из общей картинки ровно таким образом, как это и было 100 лет назад. Ниже показано, как холодильник поместили в шкаф-пенал. В итоге холодильником и "не пахнет".

Английские и американские дизайнеры и ремесленники к этому вопросу подходят немного иначе, чем их коллеги с Континентальной Европы и с постсоветского пространства (мы ближе к континентальным веяниям дизайна). Их культурное пространство "любит" большие холодильники, которые спрятать в мебель просто не возможно. Соответственно их внутрь мебели и не прячут.

  • Фронтальные плоскости верхних и нижних модулей могут иметь разноуровневую глубину. Это не обязательное правило и все же дозированное использование может выглядеть очень интересно. Посмотри, как на нижней картинке выступают вперед портал и нижние шкафы под ним. 
  • Стеновые панели на кухне редко встречаемы и тут все дело зачастую в экономии затрат на построение кухни. Никакой эргономической нагрузки этот элемент не несет и влияет исключительно на эстетику. И, видимо, из-за редкой встречаемости он может удивительным образом преобразить любую кухню. Посмотри на щит за вытяжкой ...

ИЗВЕСТНЫЕ ЗАКОНЫ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СОВРЕМЕННЫХ КУХОНЬ

Архитектура деталей современных кухонь
  • Чаще всего это минималистичные плоские панели как на картинке ниже и не более того.
  • Ручки - самые простые по геометрии или же вообще их отсутствие.
  • Отсутствие каких-либо "украшающих" элементов, несущих исключительно эстетическую функцию. Все детали мебели имеют практическое предназначение.
Архитектура композиции

Архитектура современной кухни должна влиять на сознание человека ровно противоположно традиционному стилю. Классика, как было упомянуто выше, это стабильность, статика и консерватизм. Современная культура и сверхскоростная переменчивость каждого нашего дня жизни навязывают несколько иные ценности - подвижность, динамику, эффективность и умение управлять окружающим хаосом.

Достижению этих ценностей в архитектуре кухонной мебели способствуют очень логичные принципы. Посмотрим на них ...
  • Использование в композиции принципа асимметрии.
Изначально именно благодаря этому в большей степени и достигается уход от статичности и задается динамичный характер дизайна. Посмотри на картинку снизу. Это очень хороший пример, чтобы продемонстрировать то, о чем я говорю. В такой кухне мое сознание не может "остановиться" на чем-то конкретном. Каждый элемент кухни имеет почти равнозначный вес (важность), хотя в некоторой степени вытяжка "главнее всех" по принципу "вершины горы". Хочется рассмотреть все и при этом в хаотичном порядке. И если поместить внутрь сцены тебя, то вслед за твоим сознанием по этой кухне "побегут" сначала твои глаза, а затем ноги и руки. Представь только, какая музыка там сейчас играет ...

  • Использование четких и правильных форм с минимальным отклонением в сторону сложности.
Это помогает сознанию "продолжать движение" и не останавливаться на мелких деталях. Ведь ничто не должно мешать движению! Это достаточно понятно прямо по предыдущей картинке, но все равно вот еще "простенькая" картинка ...

  • Логичные, продуманные и взаимозависимые размеры отдельных деталей мебели.
Отвлечение ... Абсолютный хаос - это конечно понятное современное явление. Большинство людей всегда стремится уйти от хаоса и таким из твоих клиентов современный дизайн не совсем подходит и ты дашь им традиционную классику, ну или "винегрет". Меньшинство все же "попросит" от тебя этого хаоса современной жизни. Им ты дашь твой сегодня пришедший в голову дизайн.

По сути ... Даже к твоему современному дизайну будут относиться определенные правила. Вот о чем это я ... Нашему сознанию свойственно пусть даже и не искать покоя, но найти хотя бы "маячки", "точки отсчета" или "минимальные ориентиры", на которые можно было бы опереться. Именно с нахождения первой точки опоры начинается выход сознания из замешательства, который затем переходит в управление хаосом. Так вот логика и взаимозависимость деталей композиции является, на мой взгляд, лучшей из "точек опоры". Приведу пример ...


Главный маячок - конечно же два контрастных цвета, но мы сейчас поговорим об архитектуре ... На этой кухне все мебельные дверки по своей ширине разделены на три категории: подавляющее большинство дверок шириной 600 мм (нижние шкафы и шкафы-пеналы), две дверки шириной 1200 мм (горизонтальные откидные) и одна дверка шириной 900 мм (центральная горизонтальная откидная). Логика размеров - их повторяемость. Это достаточная точка опоры, которая позволит гостю этого кухонного пространства перемещаться в нем не с дискомфортом хаоса, а с комфортным ощущением понимания. И подобные маячки, кстати, движению сознания нисколько не мешают. Такие вот аспекты дизайна кухни!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЦВЕТОВОЙ КОМПОЗИЦИИ

Правила построения цветовой композиции в пространстве для классического и современного дизайна по сути одни и те же. Просто в силу разной специфики упомянутых двух стилей и разницы в достигаемых целях эти принципы в том или ином случае либо применяются либо не применяются. Очень важно, кстати, при планировании композиции учитывать не просто цвет мебели, но и цвет стен, пола и потолков.

Вот они
  • Светлые цвета расширяют пространство, а темные - сужают.

На сцене все светлое. По этой причине кажется, что пространство шире, нежели на картинке снизу, где кухня помещена в черные стены.

  • Детали мебели, совпадающие или близкие по цвету с цветом фона отчасти теряют свой "вес" и становятся для восприятия менее значимыми. 
На картинке ниже показана традиционная кухня, где видны два центра - портал и остров. Вот ответь себе, какой из этих двух модулей менее значителен и какой главнее? Понятное дело, что в итоге значение портала занижено, а "достоинство" острова подчеркнуто. Остров дизайнер превратил в фигуру. Остальное он сделал фоном. Это было сделано с помощью цвета. Портал покрашен в цвет стен. Остров покрашен в уникальный цвет, не повторяющийся ни в одном предмете пространства. Именно таким образом для острова фоном стали и стены, и даже белая кухонная мебель.


А о соотношении фигуры и фона я как-то писал уже в публикации Гештальтпсихология для тех кто хочет научиться дизайну.
  • Детали, окрашенные в контрастирующие и неповторяющиеся в пространстве цвета, превращаются в фигуру. И чем сильнее контраст с фоном тем сильнее фигура.
Вот пример сильной фигуры на примере современной кухни ...


Для вытянутых позолоченных шкафчиков и белый интерьер и вся остальная белая мебель - просто фон. Фигура на сцене только одна - золотые шкафчики.


В данном случае фигуры две - черная кухня на фоне белого фона и стальные шкафчики на фоне черной кухни.

Очень интересную мысль хочу высказать ...  Если сравнивать две предыдущие картинки, то становится понятно, что на картинке с двумя фигурами сознание "движется" быстрее или интенсивнее что ли ... Это благодаря двум фигурам. Чем больше на сцене фигур, тем чаще и быстрее сознание вынуждено между ними переключаться. Что-то очень похожее реализовано на картинке ниже ...


Правда здесь еще и дерево на сцене, а это отдельное правило.

Единственное, что хотел добавить, что дизайн "получается" лишь в случае, когда в композиции присутствует максимум две фигуры. Три фигуры - вероятно, но по мне это уже перебор, превращающий композицию в винегрет. И чаще всего именно с перебором мебель и проектируется. По себе знаю ... А тебе скажу, что "винегрет" всегда сделать проще и дешевле. Для этого можно просто "накидать" в композицию все, что более или менее подходит. А "высший пилотаж" кухонного дизайна для меня - одна фигура на фоне и точка.
  • Тепла в композицию добавляет дерево. На уровне подсознания у каждого человека "записано" - дерево теплое.

На этой картинке видно, что кухонные шкафы построены и светлого и дубового цвета. Тепло создают именно дубовые.


Надо очень внимательно смотреть на размеры пространства и размеры кухонных модулей. Избыток дерева может приводить к рождению внутри восприятия такого понятия как архаика. Рецепта по пропорциям нет. Я считаю, что надо опять же использовать принцип золотого сечения. Если по длине и ширине кухонные модуля относительно размера по высоте "ушли" далеко за пределы упомянутого принципа и все они при этом древесного цвета, то это означает неизбежность восприятия картинки как архаичной. Лучше уменьшить мебель в размерах или же покрасить часть модулей в другие цвета.
  • Если хочется сделать пространство без фигур - надо покрасить и мебель и пространство в один цвет или в близкие до степени слияния цвета.
Для чего это нужно? Достойный на самом деле вариант для твоих клиентов с "переменчивой натурой". Если эти "натуры" требуют от тебя возможности менять свое окружающее пространство, то пусть они это делают с фигурами, не способными быть главными вещами в жизни.

Небольшое, но важное отступление ... Менять главные вещи в жизни - дурной тон. Сначала люди меняют "как перчатки" мебель, а затем распадаются семьи. Стиль жизни отдельно взятого человека - вещь предсказуемая. Мы все одинаковые. Если человек привыкает врать в мелочах, значит будет врать и в большом деле. Если человек привыкнет менять такие главные вещи как мебель, то может в итоге дойти и до семейных конфликтов как повода для того, чтобы избавиться от самой главной вещи в его жизни - партнера (супруга). Дизайнер должен помнить, что с помощью своего профессионального инструментария может влиять на стиль жизни людей и даже коренным образом его предопределять. Поэтому понимай это и не навреди. Дизайн кухни - дело ответственное. 

Посмотри на картинку ниже - фигурами на сцене стали цветы и продукты на острове. Они являются именно теми фигурами, о которых будет мыслить человек внутри этой сцены. Эти фигуры будут предопределять восприятие. Но они не являются главными вещами. В итоге владелец такой кухни сможет менять их без ущерба для себя и своего жизненного стиля хоть каждый день. Сегодня это одно, а завтра - другое. Сегодня - зеленое и красное, завтра - синее и желтое и так далее.

  • Подбор цвета для композиции. Я слышал от коллег, что в учебных заведениях дизайнерам советуют для композиции подбирать цвета, противоположные на цветовом спектре. Вполне себе жизненная техника.

Можно делать и так и еще немного иначе. Я предпочитаю наблюдать цветовые шаблоны и запоминать их. Чтобы объяснить, надо показать картинки первоначального цветового шаблона и итоговый результат реализации. Эти картинки заката и кухни по шаблону заката я уже публиковал, но ничего страшного. Давай посмотрим на них еще раз в контексте "идея цветового шаблона" трансформируется в цветовое решение на кухне ...


Шаблон 


Результат применения шаблона

Цветовые шаблоны можно найти во всем - город, природа, стихии, архитектура, люди, одежда. Да в любой теме. Посмотри на следующие две картинке и подумай, возможно ли использовать их в качестве цветового шаблона и если возможно, то как?



Можно ли используя подобные картинки сделать интересные кухни? Ответь на этот вопрос себе сам, а я продолжу по теме ...
  • Чем сильнее контраст подобранных для композиции цветов, тем сильнее динамика и тем быстрее "движется" сознание по сцене. Идеальный вариант такого контраста для демонстрации "на примере" - черно-белый.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕКСТУР

Текстура - поверхностное проявление элементов материала. У всех материалов разная текстура и ты об этом наверняка помнишь. В дизайне кухни это можно и нужно использовать.

Вспомни камень, дерево и металл. При прикосновении к этим материалам даже с закрытыми глазами ты определишь природу материала безошибочно. И когда ты посмотришь на эти материалы, даже не прикасаясь к ним, ты очень хорошо вспомнишь все, что ассоциируется с ними: тепло или холод, мягкость или твердость, гладкость или шершавость, пластичность или хрупкость. Это их контрастные свойства. Именно эти контрастные свойства материалов служат дизайну ровно так же как и контрастные цвета - усиливают контрасты восприятия и делают композицию более динамичной.


Холодная сталь просто невероятно увеличивает степень благородства и тепла дерева. Дерево, проще говоря, становится более деревянным. А теплое дерево рядом с собой наиболее выгодно демонстрирует твердость и силу металла.

Интересно, но на картинке ниже красная кухня на фоне стены из холодного камня кажется настолько теплой, что хочется погреть руки об нее. Камень делает свое дело ...


ПРАВИЛЬНЫЕ МЕБЕЛЬНЫЕ ДВЕРКИ И МОДУЛИ

У дизайнеров мебели в употреблении есть такое понятие как "стандартные фасады" или "стандартные мебельные дверки".

Отвлекусь немного ... Мебельные дверки очень часто производят одни фабрики (производители деталей), а на мебель устанавливают другие (сборочные). Дизайнеры, работающие на частных клиентов, работают в салонах от сборочных фабрик.  Большинство дизайнеров уверено, что стандарты придуманы для того, чтобы упростить работу поставщикам (производителям мебельных деталей). Это так и в то же время не так.

Да, процесс упрощать производители деталей должны. Для ускорения процессов и экономии. Это дело понятное. В итоге за невероятное количество практического опыта лучшими дизайнерами и ремесленниками отработан опыт построения наиболее удобных и наиболее красивых кухонных модулей. Для этого ясно очерчены размеры мебельных модулей и дверок, соответственно. За многие годы практики производители фурнитуры и бытовой техники для кухонь уже подстроились под эти мебельные стандарты и производят фурнитуру именно под них.

И по выше обозначенным причинам дизайнер, проектирующий мебель по стандартным размерам, всегда с большей уверенностью построит наиболее красивый и удобный дизайн. Кроме того он гарантированно предоставит возможность своему клиенту выбрать все что душе угодно из всего перечня предлагаемой техники и фурнитуры для кухни.

Уже по обозначенным причинам все стандартные размеры следовало бы назвать правильными. Хотя есть и прочие преимущества ...

Мастер, работающий над индивидуальными заказами, которому постоянно попадают заказы с кухонными модулями правильных стандартных размеров, через определенное время начинает воспринимать их как типовые. По своей практике скажу, что с такого момента, уже калькулятор мастеру не нужен, процесс работы ускоряется в разы, а вероятность ошибиться приближается к нулю. Все вышесказанное относится и к другим специалистам, выполняющим отдельные операции по поручению основного мастера.

Результат - более высокая скорость сдачи заказа, более высокое качество работы, более высокая оплата труда мастера, более внимательное отношение мастера к своей работе, более довольный клиент, меньше проблем и больше счастья для дизайнера. В какой-то мере в ракурсе такого взгляда дизайн кухни - это нечто большее, чем люди обычно привыкли думать.

Кухонные модуля и кухонные дверки отличаются по размерам. Это связано с тем, что дверки должны открываться и для этого необходимы щели между ними. Обычно для этих целей с каждой дверки при расчете убирается 4 мм по высоте и по ширине. То есть если размер модуля 720*600 мм (высота*ширина), то размеры дверки будут 716*596 мм и так далее.


Размерная сетка мебельных дверок для традиционных кухонь

Посмотри на картинки и список и постарайся вникнуть.




Фасад  236х596
Фасад  356х296
Фасад  356х396
Фасад  356х446
Фасад  356х596
Фасад  356х896
Фасад  476х446
Фасад  476х596
Фасад  596х446
Фасад  596х596
Фасад  716х146

Фасад  716х296
Фасад  716х396
Фасад  716х446
Фасад  716х596
Фасад  956х146
Фасад  956х296
Фасад  956х396
Фасад  956х446
Фасад  956х596
Фасад 1316х446
Фасад 1316х596
Фасад  в шкаф трапецию 716х377
Фасад  в шкаф трапецию 956х377

Фасад боковая панель 716х240
Фасад под стекло  356х446
Фасад под стекло  356х596
Фасад под стекло  356х896
Фасад под стекло  716х296
Фасад под стекло  716х396
Фасад под стекло  716х446
Фасад под стекло  956х296
Фасад под стекло  956х396
Фасад под стекло  956х446
Фасад ящика 116х146
Фасад ящика 116х446
Фасад ящика 116х596
Фасад ящика 116х896
Фасад ящика 176х296
Фасад ящика 176х396
Фасад ящика 176х446
Фасад ящика 176х596
Фасад ящика 176х896

Размерная сетка мебельных дверок для современных кухонь

Тоже самое плюс широкие горизонтальные фасады (дверки) ...

Фасад  356х1196
Фасад  476х896
Фасад ящика 176х1196

Следует оговориться ... 

Принцип "правильные дверки" - только принцип, которому надо следовать преимущественно. Однако в таком ремесле как дизайн мебели исключения могут и должны случаться. Все же это должно делаться обдуманно.

АССОРТИМЕНТ ФУРНИТУРЫ ДЛЯ КУХОНЬ

Испробовал с 2003 года почти все, что только было возможно. Даже Effegi Brevetti. В итоге пришел к тому, к чему пришел ...

Если говорить о внутреннем наполнении для кухонь, то выбор лично у меня стоит всегда между двумя поставщиками - Мак Март и МДМ Комплект. И у тех и у других ребят продается качественная фурнитура и есть возможность гарантированно разместить заказ по их каталогу и заполучить выбранный элемент наполнения к сроку. Предопределяющий фактор при окончательном решении - дизайн. Посмотри бегло пару раз, а потом один раз серьезно изучи полный ассортимент этих поставщиков. Даже если будет несколько непонятно и скучно, это все равно сделать нужно. Не забывай про технологию обучения в этот момент.

Ручки - поставщики те же. Выбор опять же предопределяет дизайн предлагаемых ими ручек.

Фурнитура движения (петли и механизмы для выдвижных ящиков). Можно покупать и у вышеобозначенных поставщиков, но я пришел немного к иному. МДМ и Мак Март поставляют в итальянскую и китайскую фурнитуру. Даже итальянская фурнитура долго не работает и я заметил, например, что подъемники Salice выходят из строя примерно через 3 года. Я остановился на сегодня на австрийской фурнитуре Blum. Попробовал всякое и разное и достойное. Лучше Blum для себя пока ничего не нашел. Посмотри на их петельку ниже. И, кстати, более натурально эти петли видны в моих фото отчетах из столярной мастерской.



Фурнитура на местном рынке (у местного поставщика) - иногда может оказаться вариант для экономии и не стоит им пренебрегать. Все зависит от того, на какого потребителя ты сейчас ориентируешься. Конечно, в итоге ты все равно придешь примерно туда же, куда и я сейчас ...

ПРИНЦИПЫ СОВМЕЩЕНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МЕБЕЛИ И КОММУНИКАЦИЙ (газ, электричество, вода)

Газовая разводка

Если проект связан с индивидуальным домом, то, как правило, владелец дома уже позаботился о максимальной незаметности газовой разводки и в таком месте дизайнеру работать легко. Задумываться о соотношении мебели и газовой разводки не особо приходится. А если она мешает, то как правило по договоренности с клиентом очень легко переносится.

Все сложнее, когда проект кухни касается городской квартиры, где на принципы установки газовых коммуникаций влияли лишь организации, монополизировавшие право по установке газовой разводки. К тому же владельцы квартир зачастую неохотно идут на переделку газовой разводки. Поэтому рассмотрю варианты выхода из ситуаций.

В более старых многоквартирных домах работать легче, так как там нет индивидуального отопления и газовая разводка представляет примерно то, что изображено на примере ниже.


Иначе обстоят дела в новых домах с индивидуальным отоплением. Здесь чаще всего все очень не просто и дизайнеру придется потрудиться, чтобы все исправить. Ниже пример.


В большинстве случаев кухонная мебель просто "обводится" вокруг газовых труб. Для этого "притапливают" задние стенки мебели как это показано на картинке ниже.


На этой кухне "притопили" задние стенки у нижних баз и верхних навесных шкафов шириной 600 и 400 мм за которыми располагаются трубы. Что из себя представляет понятие "притопить" особенно хорошо видно по крышкам навесных шкафов. В результате задние стенки таких шкафов не примыкают к стенам, а когда шкафчики открываются, то трубы не видны. В случаях притапливания задних стенок иногда  краники и счетчики оказываются опять же внутри кухонных шкафов. В таком случае под них делается пропил в задней стенке и делается это на месте монтажа.

Бывают случаи когда владельцы квартир просят полностью закрыть газовые коммуникации и в то же время сами не особо готовы сотрудничать и решать вопрос с переносом труб. В таких случаях обычно можно услышать что-то похожее на такое ... "я же плачу деньги, вот вы и сделайте красиво". Самое нехорошее место для дизайнера - фартук (промежуток между столешницей и верхними шкафами). Там трубы тоже надо закрывать, а по сути нечем. Сделать это можно с помощью построения коробов. Более или менее красиво получится в том случае, если короб будет в том же дизайне, что и весь другой фартук. Если фартук обклеен плиткой, то и короб надо бы обклеить плиткой. И об этом надо обязательно сказать клиенту.



На картинке показано, как на кухне запланированы два короба. Короб за газовой плитой закрывает газовую трубу, а в углу еще один короб закрывает водоподводящие и канализационные трубы.

Остался последний прием совмещения кухонной мебели и газовой разводки - построение стены-ниши. Это буквально построение новой стены на некотором удалении от основной капитальной стены. Как правило это очень необходимо в тех случаях, когда кухонное пространство настолько испорчено строителями, что представляет собой не кухню а котельную. Хотя можно применять и во всех остальных случаях когда этого позволяет размеры кухни и отношение клиента к дополнительным сложностям. Пример приведен ниже ...


По картинке видно, что стена-ниша вынесена относительно основной стены на 150 мм и в ней в итоге "спрячутся" все трубы.

Важно при построении таких стен учесть, что газовые коммуникации не должны оказаться в замкнутом пространстве. В случае утечки это может привести к опасному накоплению газа в замкнутом пространстве (потенциальная бомбочка). Поэтому стена-ниша должна иметь возможность пропускать потоки воздуха снизу и сверху. Идеальное видение таких стен-ниш я привожу в примере ниже.


По высоте нижних модулей в стене-нише оставляется полностью открытое пространство, сверху - открытый потолок, чтобы воздух могу выходить и "идти" в сторону вентиляционного отверстия на кухне. Закрыта лишь та часть стены, где располагается фартук и верхние шкафы (модули).

Сооружать такую стену-нишу лучше всего из фанеры или плит ОСП. Это прочные и долговечные материалы, из которых строятся даже дома. Из гипсокартона, как это приходит на ум поначалу, сооружать подобные конструкции не следует. Гипсокартон сам по себе не прочный материал, поэтому крепеж в нем будет держаться крайне слабо. Если твой клиент "перегрузит" верхние шкафы, висящие на фанере, то ящики просто "перекосит". А если "перегруз" произойдет на гипсокартоне, то модуля при  этом могут запросто упасть и уже мало кому будет интересна причина падения.

На всякий случай картинки фанеры и ОСП ниже ...


Фанера


ОСП (ориентированно стружечная плита)

Водоснабжение

Трубы водоснабжения и канализации соотносятся с кухонной мебелью равно таким же образом как и газовые. Хотя с этим вопросом обычно встречаться приходится реже.

Есть особенности все же ...

Учитывай, что трубы иногда надо перекрывать, поэтому на стадии проектирования обеспечь владельцу кухни возможность перекрывать краники (если они установлены на кухне).

Учитывай, что установка мойки на островной кухне чаще всего реально возможна лишь в индивидуальном доме. Дело в том, что канализация для оттока от мойки требует постоянного наклона канализационных труб.

Представь, что выход канализации в квартире находится на удалении 3 метров от острова и заходит в стену на высоте 150 мм от уровня пола (реальная ситуация). Чтобы "текло" на протяжении 3 метров (3000 мм) необходим уклон в 90 мм (3000*0,03).  0,03 - норма уклона согласно строительных норм и правил для трубы диаметром в 50 мм. В итоге получаем примерно 240 мм на выходе из острова. Что означает эта цифра? Представь, что из острова должна выйти труба на высоте 240 мм от уровня пола и таким образом через всю кухню дойти до места слива. Это же просто не возможно. Хотя остаются маловероятные варианты полного переделывания всей системы канализации в квартире, либо поднятия пола на необходимую. высоту.


В индивидуальном доме в случае с островом и мойкой слив проще всего организовать прямо под пол кухни (под полом соседей нет), а там можно увести туда, куда в итоге вода и должна уйти.

Электричество

Самый правильный подход в планировании электрической разводки - спланировать каждый источник потребления электроэнергии, а под них - каждую розетку и выключатель. Это можно сделать. Просто для этого нужно поработать и изначально расчертить на чертеже, где и что будет стоять.

Обычно дизайнеру мебели за такие вещи не платят, но помочь клиенту можно всегда. Это поможет и тебе таким образом, что на презентации тебе легче будет продать (утвердить) результат своего труда. Однако в этом вопросе помогать надо только в том случае если ты уже во всех вопросах разобрался и четко понимаешь, что делаешь. Если ошибешься, то учти, что заплатили тебе за эту операцию или нет, уже никому интересно не будет. Поэтому если не уверен в своих силах, лучше обозначь, что на твоем проекте указано, где будут стоять источники потребления энергии и любой мыслящий специалист по электрике сможет составить правильную схему. Помоги клиенту найти такого специалиста, в конце концов. Это будет полезно и тебе.

Если не напрягаться по поводу идеала планирования электрики, то самое простое - вывести один источник питания за нижние шкафы и один источник питания над верхними шкафами. Источник питания должен представлять собой провод длиной примерно 1 метр и сетевой фильтр штук на 3-5 розеток. При таком положении дел всегда можно будет подключить на кухне все, что душе угодно. И на нижних и на верхних модулях. Посмотри ниже схему расположения источников питания, они показаны как розетки с гнездами для электрических вилок.


Кстати, располагаться эти источники питания могут и слева и справа и по середине стены. Все будет зависеть от расположения тех приборов, которые потом надо подключать. В итоге источники питания надо вывести из стены поближе к скоплению приборов, которые будут потреблять электроэнергию.

Единственная кажущаяся по началу сложность при таком положении дел - установка розеток на фартуке для кофемолок, электро чайников, миксеров и прочей такой техники. Кажется, что их надо планировать исключительно заранее. Не обязательно. Не обязательно ставить розетки на плоскость фартука. Можно поставить накладные розетки на дно верхних шкафов. Это можно сделать во время установки верхних модулей или даже после их установки. И можно легко выбрать любое их место расположения по длине кухни. Для этого провод протягивается за задней стенкой от верхнего источника питания к нужному месту как это и показано ниже.


Не сталкивался, но знаю, что у очень дешевых чайников провод короткий и может не "дотянуться" до дна верхних ящиков. Если ты работаешь с клиентами, приобретающими такие чайники, то это означает, что тебе на самом деле надо идти в развитии "дальше", а люди, приобретающие дешевые чайники, никогда не будут должным образом ценить силу дизайна и ее представителей. Ты, кстати, всегда можешь подтянуть таких людей на чуть более высокий уровень культуры и предложить им попробовать начать пользоваться хорошей техникой.

ПРИНЦИПЫ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ТЕХНИКИ В КУХОННУЮ МЕБЕЛЬ

Читая тот или иной паспорт на технику, наталкиваешься на некоторую невозможность понимания как все же встроить технику в мебель. Это касается практически всех брендов, предлагающих технику для кухонь. Паспорта на технику в части составления раздела "схема встраивания" выполнены банально поверхностно. Ни один производитель техники не позаботился о том, чтобы сделать свои схемы встраивания интуитивно понятными для дизайнеров мебели.

Выход только один - по каждому случаю проектирования мебели со встроенной техникой брать необходимые параметры из документов производителя, но проверять их "в живую" в ближайшем магазине бытовой техники. Таким образом можно выработать понимание того языка, на котором пишутся паспорта на технику.

Вот пример схемы встраивания на встроенную микроволновую печь.



На кухонном шкафу-пенале показаны не габариты, а внутренние размеры, необходимые для помещения туда СВЧ. Это не совсем удобно. Производители техники не знают этого конечно, но дизайнеры глядя на общую картинку, привыкли мыслить максимальными размерами - габаритами. Поэтому на первой картинке удобнее было бы наблюдать габаритные размеры печки.

На детальном виде СВЧ сбоку даны габариты этой печки, но не показаны все внутренние размеры. Это очень не удобно. Причина - на схеме задан стандарт размещения полочек в пенале как в цельном шкафу. Стандарты размещения полочек в шкафах на разных фабриках разные. Иногда мебельные фабрики делают пеналы модулями (2-3 модуля друг на друге). Что если на твоей фабрике кухонные пеналы делаются иначе чем здесь нарисовано и тебе для уверенного проектирования нужны более детальные размеры изнутри? Тебе придется идти в магазин техники и все проверять там.

Дизайн кухни как и всякая другая серьезная работа требует и рутинной работы. Это неизбежно и должно быть сделано как и все остальное на высоком уровне.  Поэтому нарабатывай часы посещения магазинов бытовой техники с рулеткой и блокнотом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В этой публикации я затронул наиболее важное из специфичного. Эта публикация по своей сути является частью книги про дизайн кухонь и мебели, получить которую можно, подписавшись в наш подписной лист.




Подпишись и получи книгу:

* обязательно заполнить
Твои интересы: