Сколько же "живет" мебель из дерева? Реставрация старого стола и фото отчет в 165 картинок ...

Ответ на вопрос "сколько же живет мебель из дерева?" из уст разных людей может произноситься как факт или как субъективное мнение. И чаще всего об этом говорят заинтересованные в таких фактах и в своих мнениях люди. И понятно, что трудно поверить заинтересованному "мыслителю".

Но от этого не становится менее интересно, как же дела обстоят в действительности?


В данном случае я расскажу просто историю реставрации конкретного стола и проведу небольшое расследование относительно времени его "рождения". Я расскажу о том, как было, а выводы сделаешь сам ...


Проект выполнен в Marko Studio

Приехал в наши мастерские вот такой вот письменный стол ...


Что требовалось от нас? От нас требовалась реставрация этого старого стола. Беглый осмотр стола показал, что его реставрация будет интересным проектом и есть чего достигать ... Дальнейший осмотр открыл тонкости этого письменного стола. Снаружи он был выполнен из дуба, каркас построен из сосны, а выдвижные ящики из липы.




Резьба на этом столе из дуба оказалась полностью ручная. Это уже сам по себе признак того, что изделие построено "давным давно".



Состояние деталей заставило несколько призадуматься. Вернее сказать, что состояние деталей письменного стола говорило, что придется не только "получить удовольствие" от реставрационной работы, но и "концентрированно потрудиться" над ним. До нас кто-то уже пытался реставрировать этот стол, но дело не было доведено до конца по неизвестным нам причинам.

И вообще состояние подлежащего реставрации стола было реально "плачевным" и казалось, что он долго "провалялся" в крайне непригодном для хранения мебели месте.




Резные опоры особенно расстраивали одним лишь своим внешним видом и на одной из них не хватало декоративного элемента (видно на картинке выше).



Отсутствовал линейный элемент декора с фрезеровкой, столешница была условная в виде четырех "палок", ну и много прочего несколько "пугало" при более "пытливом" осмотре. Ну да ладно, решили мы и с озабоченным состоянием сознания и нагнанным на лицо энтузиазмом сказали себе и людям, мол ладно, возьмемся. А ты посмотри на прочие детали того, как все было "плачевно" ...







Пища для размышления у нас была. А немного острой приправы добавил обзор внутренностей стола. Внутри письменный стол был сделан полностью из рамочных конструкций, собранных лишь из досок. Никаких инженерных материалов, таких как ДСП, МДФ и даже фанеры не наблюдалось.

Вот такие рассуждения появились в моей голове в итоге ... Вообще на сегодняшний день такой подход к построению конструкции был бы неоправданно трудоемким. ДСП и МДФ я, например, не использую. Но вот от фанеры в данном случае я бы не отказался и построил бы основу стола из нее. И сделал бы в итоге этот стол в два-три раза быстрее того мастера, который делал его из рамочных конструкций на основе досок.

Еще один интересный момент приметил ... Внутри стола на боковинах остались карандашные надписи "правая линия", "левая 4-ая линия" и другие ... Внимательный обзор стиля написания подсказывал, что надписи делались скорее не "вальяжно", а больше похоже на "спешно". Я подумал, что ремесленный труд мебельных дел мастера всегда требовал скорости и "погони" за срочностью. Немного позабавило, так как даже при современных инструментах и "повышенных" скоростях выполнения работ, не доступных мастерам в прошлом,  все без исключения мебельные мастера в какой-то степени постоянно "не успевают" в некоторый желаемый срок. Видимо это диалектика самой жизни ... Скорость ремесла увеличилась и вслед за ней ускорились ожидания заказчиков относительно возможных скоростей ремесла. Вот бы сегодняшнего мастера с современным инструментом да и отправить лет на сто назад ... Конкурентов у него просто не могло бы быть.



Сделали и приклеили недостающий элемент одной из резных опор этого реставрируемого стола, отшлифовали и загрунтовали опоры стола.


Грунтовка прозрачным грунтом показала, что реставрируемый стол очень пестрый (рисунок дуба + резные элементы + недостатки неудачной реставрации и прочее другое) и есть вероятность того, что если стол грунтовать прозрачным грунтом, то могут остаться незамеченными многие "подлежащие лечению" дефекты небрежного обращения.

На этом этапе было решено, что стол будет грунтоваться белым грунтом и тот уж точно проявит все недостатки. Также было решено, что стол в итоге будет покрываться цветной эмалью, так как морить его просто не представлялось возможным ввиду того, что неудачная попытка предыдущей реставрации перечеркнула такую возможность (в большей степени из-за разного тона дерева и шпаклевки на опорах).


Далее зачищали поверхность циклей и шпаклевали щели и это видно на картинках ниже ...







Вырезали недостающие (утерянные) элементы декора и сделали это вручную, как в оригинале. Затем приклеили декор на места ...





Осматривали и решали, что делать с ящиками стола. На все ящики было решено поставить бронзовые ручки с накладками в дизайн стола. Замки было решено удалить, а отверстия под них закрыть. У одного ящика было решено полностью заменить дно.




На фрезере вырезали один недостающий линейный элемент, а овальную геометрию в итоге довели резцом вручную, что будет видно на картинках чуть ниже.



Изначально думалось изготовить полностью новую столешницу для этого реставрируемого стола, но в процессе мысли привели к другому ... Подумалось, что реставрация стола все равно к идеальному "гладко выбритому" результату не приведет, а если столешница будет абсолютно новой, то это будет слишком заметно на фоне старого стола. Поэтому было решено оставить на столе старую обвязку (четыре дубовые рейки по краю столешницы).

На картинке ниже показано, как мы ее установили на место. Для "пущей" прочности обвязку столешницы клеили на клей ПВА и прикручивали длинными саморезами, которые чуть позже зашпаклевали ...







Вот такой результат получился, после чего перешли к изготовлению плоскости столешницы.


Плоскость поверхности этого дубового стола планировали сделать из трех элементов. В середине должна была быть кожа, а слева и справа поверхности с рисунком дуба в виде ромбиков.

Ниже показан процесс подготовки плоскостей письменного стола с ромбовидными рисунками. В основу пошла фанера, которую сверху инкрустировали шпоном дуба, укладывая его текстурой так, чтобы получились ромбики.









Вот такие ромбовидные плоскости для стола вышли ...



А вот два линейных элемента стола в сравнении - оригинал и восстановленная копия, геометрия которой была выведена резцом вручную.


Примерили плоские элементы столешницы на реставрируемый стол и все подошло с первого раза. Это обрадовало и освободило от необходимости подгонки.

К месту хотел поделиться еще одним своим впечатлением от этого стола. Несмотря на то, что стол был в весьма плачевном состоянии и это изначально способствовало несколько предвзятому взгляду на него с нашей стороны, оказалось, что геометрия всех основных элементов у него правильная и подогнана вплоть до миллиметра.

 После этого приступили к склейке. А для склейки использовали "лодочки". Они показаны на картинках ниже ...







Для того, чтобы приклеить восстановленный линейный элемент подготовили кусочки фанеры с выемками. Без этого хорошо прижать было бы невозможно. А так форма "новоиспеченного" профиля к форме деталей стола подошла идеально.



Нижнюю часть столешницы нарастили фанерками, которые приклеили и прибили гвоздиками. Это понадобилось для того, чтобы "вывести" плоские элементы столешницы на один уровень с обвязкой столешницы.



Все отверстия под замки заклеили закладками из дерева, а в дальнейшем зашпаклевали.





Заменили гнилой элемент центрального выдвижного ящика, чтобы не гнило дальше.




Заложили на приклеивание плоские детали столешницы ...


Пока происходило склеивание столешницы занимались выдвижными ящиками. Каждый ящик шлифовали и подгоняли к месту размещения в столе. Это делалось по причине того, что изначально все ящики без исключения в штатные места просто "не заходили". Некоторые ящики потребовали еще и склейки ...










Далее шпаклевали все ненужные отверстия и выемки на выдвижных ящиках.







После просушки шпаклевки весь стол подвергли шлифовке. При этом снимали все неровности и дефекты, образованные на стадии шпаклевания. В общем выравнивали поверхность этого реставрируемого стола. Мне самому очень нравится как смотрится свежая древесная пыль на мебели, поэтому и ты посмотри ...





Далее делался кабель канал под провода, так как было известно, что вероятно на столе окажется компьютер и понадобится место "отвода" поводов.

Сделали "это дело" из фанеры. Проще и дешевле, наверное, было бы купить пластиковый вариант, но было лучше поступить именно так ...






Шлифовали фасады выдвижных ящиков и еще я очень хорошо запомнил, что стачивали угловатую кромку фасадов по краям. Угловатая кромка была и у других элементов стола и понятное дело, что финишное покрытие мебели всегда быстро страдает именно по острым углам (стирается, сбивается). Странно, что это не было известно мастеру, работавшему над этим столом изначально. Хотя может он просто торопился и про острые кромки банально забыл ...




На один из выдвижных ящиков поставили замочек. Не критикую меня за современный вид замочка. На самом деле я старинного замочка просто не нашел и оказалось, что в наших краях с этим делом есть сложности.






А вот картинки других деталей стола. И его реставрация предполагала в том числе скругление всех острых кромок.




Далее стол грунтовали. Использовали белый грунт. Грунт - это почти лак, но с другими свойствами, главное из которых - хорошо шлифуется.






Белый грунт очень хорошо показал все оставшиеся дефекты на этом дубовом столе. Отметили их "галочками" и снова поработали над ними ...





После грунтовки был замечен еще один недостаток - острая кромка верхней фрезеровки обвязки стола. Было понятно, что финишное покрытие на такой детали очень быстро износится. Поэтому эту острую кромку "нещадно" отшлифовали. Ну и прочие дефекты еще раз поправили шпаклевкой ...







Пока сохла шпаклевка изготовили среднюю часть столешницы под обивку кожей. Я уже писал, что геометрия стола меня "порадовала". Так вот средняя часть столешницы по геометрии все же расходилась на 2 мм и пришлось ее подогнать по месту (угол к углу).






Далее покрывали стол и детали стола цветной эмалью. Эмаль - хороший вариант для реставрации старого стола, так как под ней скрывается весь пестрый разнотон поверхности.

Эмаль использовалась темно бордовая и картинка ниже по цветопередаче вышла не очень удачная.



После высыхания эмали реставрируемый стол покрывался коричневой патиной. Получилась весьма мрачная картинка, но это только временно.



Патина снималась. В результате коричневая патина была снята по всем местам, где ее "достала" шкурка. В прочих выемках (резьба, фактура поверхности дуба) патина осталась и выгодно подчеркнула микро и макро рельеф стола.





Затем реставрация этого старого стола предполагала чистку и финишную лакировку прозрачным лаком. Все было почищено и покрыто лаком.







Далее осуществлялась сборка и мне не понравился один из ящиков стола, в котором я обнаружил "криминальные" потеки. Пришлось вернуться на шаг назад и доработать этот ящик до стандарта.







Кроме того один из ящиков "не влез" на штатное место. Я понял что по ходу работы с ящиками с одним из них упустил очень важную работу. Я не проверил у него припуск на лакировку. Дело в том, что старинные ящики сделаны так, что ходят не по фурнитуре, как делают сейчас, а по салазкам внутри стола (деревянные реечки). Перед покраской ящик должен не просто свободно ходить вперед и назад, но и несколько "шататься" влево вправо. После нанесения лака это уберегает от "не влезания" ящика внутрь. У меня же получилось, что лак расширил геометрию ящика и не позволил ящику зайти внутрь стола до конца.

Жаль, но дело было уже сделано. Пришлось все перешлифовать и перекрасить. Ничего не поделаешь ... Зато бесценный опыт и не только для реставрационных работ.


Посмотри на полученный результат реставрации этого старого дубового стола ...












Далее этот старый стол был упакован, после чего "уехал" на место постоянного жительства ...



И вот немного фотографий с места постоянного размещения ...








Проект выполнен в Marko Studio


Что касается вопроса о сроке жизни мебели из дерева ... Ты уже прочитал, что стол полностью выполнен из рамочных конструкций на основе досок и нет в нем инженерных материалов вроде фанеры. Это факт, а далее мое небольшое расследование ... Первые фанерные комбинаты у нас появились в 50-х годах прошлого века (после Великой Отечественной Войны). И на территории России столяры-краснодеревщики стали пользоваться преимуществами этого великолепного материала не ранее того самого времени, то есть не ранее, чем 50-60 лет назад. И сколько же лет старому столу из моей истории реставрации? И сколько может жить мебель из дерева?


Хотел еще заметить, что реставрация старого стола - работа с разными вариантами результата. Всегда есть возможность выполнить меньше или больше работ. Что должно получиться в том или ином случае - вариант для размышления и принятия решения участниками проекта (клиент и исполнитель). Результат может получиться в трех вариантах: первый - когда видно, что стол отреставрирован и не более того; второй - когда видно, что стол отреставрирован и в него привнесено что-то, что увеличивает ценность пороков старины; третий - когда кажется, что стол только что изготовлен. Первый вариант - наиболее распространенная форма реставрации; второй - редкость, требующая дополнительной энергии от участников проекта; третий - маразм (мое мнение).

Не буду хвалиться ... В данном случае реставрация старого стола была выполнена по первому варианту. Спросишь, почему не иначе? Работа была выполнена ровно на столько, на сколько хватило энергии. С моей стороны в проект было приложено энергии даже больше, чем я мог себе позволить. Изначально я планировал даже больший перерасход своей личной энергии, но фундаментальный закон сохранения энергии просто не позволил мне этого. Есть в итоге небольшое сожаление, но в целом послевкусие приятное.

Видео для ремесленников ...