Стиль бидермейер. Причудливые кабинеты из дерева

Никого не оставят равнодушными эти причудливые кабинеты из дерева, выполненные в стиле бидермейер в начале 19 века. Редчайшие экспонаты, дошедшие до наших дней, сохранились в частных коллекциях или выставляются в музеях, восхищая своим уникальным дизайном и безупречным столярным мастерством. И хотя стиль бидермейер считался в свое время мещанским, отдавая предпочтение практичности и доступности (в отличие от дворцовой мебели времен Наполеона), но в этой фото подборке собраны неординарные по форме кабинеты и секретеры, которые являются шедеврами своей эпохи. Их образ никак не вяжется с привычным понятием мебели, особенно, для современного человека. Чересчур художественное воплощение и талант создателя, превращает их в сказочных героев, таких милых и экстравагантных!


Стиль бидермейер (Biedermeier) возник в годы относительного спокойствия между поражением Наполеона в 1815 и революцией 1848. Это был период процветания и инноваций для Германии и Австрии. Вена становится главным европейским дизайн-центором в начале 19 века, и мебель австрийских мастеров краснодеревщиков считается эталоном для всей Европы. В качестве основного древесного материала использовалась береза, сосна, вишня, груша и орех (Fruitwood), произраставшие в этом регионе. Красное дерево было дорогим, так как экспортировалось из восточных стран, и поэтому его применяли только для великих шедевров. Благополучие среднего класса и буржуазии диктовало новые требования к оформлению интерьеров, которые должны были быть практичными и качественными, но не лишенными уникальности и элегантности. Стремление сделать мебель доступной привело к широкому использованию фанеровки (шпонирование ценными породами). В отличие от ампира в стиле бидермейер отсутствует излишняя резьба и позолота, на первый план выходит лаконичная форма объекта и красивая фактура дерева. В качестве декора широко применяется художественная инкрустация (маркетри) и мифологические персонажи, связанные с эпохой немецкого романтизма: ангелы, музы, грифоны, львы. Дизайн мебели подчиняется выбранному образу и может быть сдержанно лаконичным или, напротив, эксцентричным, подобно этим причудливым кабинетам из дерева.

Biedermeier writing cabinet, 1810-15 г, красное дерево, шпон клена и груши, позолота. Вена, Австрия.

Секретер в форме лиры, увенчанный тремя ступенчатыми ящиками и поддерживаемый грифонами, в обрамлении рогом изобилия, стал модным предметом интерьера домашнего кабинета эпохи бидермейер, свидетельством изысканного вкуса и респектабельности. Ремесленники по всей Европе изучали и детализировали новые проекты австрийских мастеров, и таким образом стиль распространялся по странам, в том числе в Англии и России.

Fall-Front Desk (1810-1815 ), орех и золоченная бронза

Fall-Front Desk, 1810 год, ebonized, красное дерево и золоченная бронза

Fall-Front Desk, 1810 год, различные породы дерева и золоченная бронза

Fall-Front Desk (1815-20), ebonized и позолота

Овальный бидермейер кабинет восхищает искусством маркетри
Кабинет в стиле бидермейер выполнен в форме песочных часов, художественная инкрустация шпоном

Кабинет в стиле бидермейер выполнен в форме песочных часов, художественная инкрустация шпоном

Biedermeier secratary, ок. 1815-20, сделан австрийскими мастерами по подобию музыкального органа.



Кабинет в стиле бидермейер выполнен в форме кубка, украшен золоченной балюстрадой

Biedermeier writing cabinet, 1810 г, ясень, клен, тис, ebonized, позолоченное дерево, маркетри
Кабинет в стиле бидермейер выполнен в форме кубка, Fruitwood, черная отделка ebonized
Biedermeier Secretary, 1834 год
Австрийский кабинет из дерева с отделкой ebonized, позолоченные резные львы (ок. 1820 г)

Для отделки мебели в стиле бидермейер часто используют черный глянцевый лак. Такое покрытие получило название ebonized (псевдоэбен) - то есть дешевые породы дерева (сосна или береза) окрашиваются в черный цвет для имитации дорогого эбенового дерева. В дальнейшем такой дизайн мебели мы можем наблюдать в стиле ар-деко, который используются глянцевые поверхности, художественные образы, серебро и позолота.

Австрийский кабинет из дерева с отделкой ebonized, позолоченные резные львы (ок. 1820 г)
Австрийский кабинет из дерева с отделкой ebonized, позолоченные резные львы (ок. 1820 г)
Австрийский кабинет из дерева с отделкой ebonized, позолоченные резные львы (ок. 1820 г)
Австрийский кабинет из дерева с отделкой ebonized, позолоченные резные львы (ок. 1820 г)

Кабинет в стиле бидермейер выполнен из различных пород дерева с античными мотивами 
В дизайне  мебели эпохи бидермейер четко прослеживается влияние античной культуры. Лаконичные архитектурные формы декорируются колоннами, карнизами, балюстрадой, арками, кариатидами и мифологическими персонажами Древней Греции. Отсутствует, свойственный французкому ампиру причудливая резьба и позолота, но добавляется черная отделка ebonized и художественная инкрустация.

Biedermeier writing cabinet, береза, ebonized, Австрия (ок. 1840 г)
Biedermeier writing cabinet, береза, ebonized, Австрия (ок. 1840 г)
Biedermeier writing cabinet, береза, ebonized, Австрия (ок. 1840 г)



Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Этот величественный секретер из дерева - яркий представитель мебели эпохи бидермейер! Впечатляют его сильные архитектурные линии и золотой огонь березового шпона. Сделан в Северной Германии примерно в 1825 году. Внутри за откидной крышкой секретера находятся 18 ящиков, в том числе 8 скрытых отсеков. Тайники всегда были неотъемлемым атрибутом письменного стола или секретера, ведь всегда найдутся недоброжелатели! Да и сейчас подобный тайник пригодиться любому деловому человеку. Поэтому стоит обратить на эту неприметную, но существенную деталь особое внимание при оформлении своего рабочего кабинета. (Стол для кабинета из массива дерева ... Фото отчет в 163 картинки!)


Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)
Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)
Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Biedermeier Secretary, шпон березы и грецкого ореха, Германия (ок.1825 г)

Как и большинство стилей, свое название стиль бидермейер получил уже на излете. Часто ошибочно "Biedermeier" принимают за фамилию столяра или дизайнера, но история его возникновения совсем другая. Мебель этого периода (1815-1848 гг) часто высмеивалась и была предметом эпиграмм и карикатур. В конце 1840-х немецкий поэт Людвиг Эйхродт (автор острых эпиграмм) печатался в сатирическом журнале под псевдонимом «Готлиб Бидермейер». Слово "bieder" переводится как «простодушный, обывательский», а "Meier" (или Meyer) является распространенной немецкой фамилией, как в английском Смит. Но окончательно термин "Biedermeier" утвердился в 1869 году, когда Людвиг Эйхродт (Eichrodt) опубликовал «Biedermeiers Liederlust» - сборник стихов, высмеивающих ограниченность, предсказуемость и скуку обывательского мирка. Справедливо ли такое убеждение? Время доказало совсем обратное. Добротность, практичность и уютный домашний интерьер ценился во все времена, вне зависимости от моды и стиля. А что-то новое и нестандартное всегда становится предметом шуток!

И как можно назвать эти роскошные (по нашим временам) кабинеты и секретеры из дерева... "скучной обывательщиной"?! Они являются последними уникальными шедеврами стиля бидермейер, который в дальнейшем копировался и видоизменялся в ар-деко, модерн, неоклассику и эклектику.


Характерные черты стиля бидермейер можно увидеть и в коллекции итальянской фабрики Masson Matiee. (Мебель для кабинета "Lungarno" позволяет молчать ...)