Целевое действие — замер на объекте ("курсы дизайна мебели" часть 9)

Такое целевое действие как замер помещения, в котором будет размещаться мебель, крайне важный этап работы дизайнера, практикующего прикладной дизайн мебели. Давай посмотрим на самые важные особенности этого действия.



Введение

Откуда вообще появились те знания, которые здесь описаны? На момент написания этой публикации в мебельной отрасли я работаю 12 лет. Однако все изложенные здесь знания я в большей степени выработал и отточил примерно в течение 1,5 лет исключительно на практике, когда работал в одной из мебельных компаний г. Чебоксары. Казалось бы, 1,5 года практики - это ничто. И все же в тот момент ситуация сложилась таким образом, что мне представилась возможность работать одновременно с 7 мебельными салонами и 14 менеджерами, которые продавали услуги компании "мебель на заказ" в паре со мной. Я эту возможность не упустил. Ежедневно я работал примерно с 4 новыми проектами и ежемесячно это получалось около 100 проектов, а за полтора года их набралось примерно 1500. Были проекты, которым я уделял и по 12 часов, но в основном я укладывался в 1,5-2,5 часа активного рабочего времени, а это уже около 3000 часов наработанного активного рабочего времени.

Может возникнуть вопрос ... Почему у меня получалось работать над проектами так быстро? Возможно ли такое? Причина в следующем ... Я работал всегда в паре с менеджерами, которые выполняли функции помощника дизайнера. Моя главная задача всегда была в следующем - сформировать стержень проекта и взять на себя полную ответственность за результат, а все зачастую не требующие ответственности, но требующие некоторой длительности детальные действия совершали уже мои помощники. Хотя итоговый результат помощников всегда требовал проверки.

Может возникнуть и другой вопрос ... Излишняя скорость не указывает ли на поверхностное качество? Да, так может показаться и только с первого раза. Надо конечно пробовать и все же мой личный опыт (а я попробовал) показывает, что работа "на скорости" реально сдувает с процесса всю лишнюю шелуху и в целом только повышает как качество процесса так и качество результата. Остается только самая суть прикладной работы дизайнера мебели. Поэтому я здесь и дальше говорю только о "максимально быстром" и "максимально эффективном".

Изложенное введение дает мне полное право утверждать, что опыт, отработанный мной в этом направлении, будет для тебя просто бесценен. Далее все зависит только от тебя. Может ты отсюда что-то почерпнешь. Я на это, во всяком случае, надеюсь ...

Цели замера

Обычные люди и даже профессионалы чаще всего видят лишь одну цель замера - это собственно только обмер стен и возможных помех для установки мебели. Так тоже можно работать, но лично я вижу цели замера чуть шире.

Вот они самые главные цели замера:

  1. Понять потребности клиента (понимание).
  2. Изучить пространство (замеры).
  3. Наметить стержень проекта (буквально то, какой он будет в виде хорошего графического черновика).
  4. Определить все, что необходимо для  успешного построения проекта, даже если это не касается мебельных работ.
  5. Проверить черновик на соотносимость с потребностями клиента и с пространством для исключения математических ошибок и ошибок, связанных с непониманием.

Факультативная цель замера:

  1. Дать клиенту максимально компетентные экспертные знания практикующего дизайнера относительно деталей проекта и тем самым уже на стадии замера по сути продать проект.

Перечень действий, совершаемых на замере

Действия на замере лучше всего осуществлять по определенному плану (алгоритму). Ниже я привожу перечень действий именно в той последовательности, как это делать наиболее эффективно. Одновременно постараюсь объяснить почему это действие эффективно выполнять именно в определенный момент времени  и именно таким образом.

0. Прибытие на объект

Прибытие в какую-то новую физическую точку - это всегда открытие. Какими бы типовыми ни были места, где мы встречаемся с людьми, все же каждое такое место несет на себе отпечаток уникальных признаков, присущих только этому месту. Даже из такого прибытия занимающийся прикладным дизайном мебели специалист должен извлекать полезную информацию и направлять ее в плодотворное русло построения будущего проекта.

На этом этапе необходимо осмотреть и изучить пути следования будущих предметов мебели к месту своего "постоянного жительства". Необходимо понять, насколько в принципе возможен будет этот путь. Должно быть выяснено: этаж, подъезд, ширина проемов на пути следования мебели, наличие грузовых или пассажирских лифтов, размеры лифтов, а также максимально возможные для перемещения габариты деталей мебели. Все это необходимо записать в письменном виде.

1. Знакомство. 

Первое, что ты делаешь, попав на объект, это знакомишься. Представляешься сам и спрашиваешь, как можно обращаться к клиенту. Лучше спрашивать не имя, а именно то, как лучше обращаться. Тогда клиент сам обозначит, как лучше к нему обращаться, по имени или же по имени и отчеству. 

Имя (имя и отчество) клиента необходимо знать по следующим причинам. Во-первых, обращаться по имени к конкретному человеку это правильно по элементарным правилам этики. Во-вторых, знание имени всегда позволит привлечь внимание клиента именно в тот момент, когда тебе это надо. Это сэкономит время, так как на замере клиент не всегда находится "под рукой", а ждать каждый раз когда клиент подойдет, чтобы уточнить какой-то вопрос это пустая трата дефицитного времени твоего и твоего клиента. Более того, на более поздних этапах замера могут возникать вопросы по соотносимости потребностей клиента и пространства и не всегда потребности будут выполнимы. Если объяснять такие вещи, обращаясь к клиенту по имени, это способствует лучшему взаимопониманию и снижает присущую процессу решения сложных вопросов напряженность. Излишняя напряженность может приводить к небольшим конфликтам мнений, а это в итоге всегда провал итоговой продажи проекта. Надо это помнить - там, где пусть и небольшой конфликт, там нет продажи. Нам это не нужно. Мы преследуем только эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Поэтому обращаемся к клиенту по имени, сохраняем спокойствие и работаем. А если же ты допустил конфликт, то можешь смело разворачиваться и уходить. В дальнейшем можно что-то исправлять, перерабатывать, но всегда найдутся новые предлоги для возражения с твоей стороны или со стороны клиента и итоговая продажа проекта не состоится.

Следует отметить еще один важный момент, который также влияет на конверсию замера в продажу. Это запись полного имени клиента, его адреса в формализованный бланк замера. Необходимо иметь такой бланк замера и четко записывать туда дату замера, имя дизайнера, имя клиента, его адрес и контактные данные. С одной стороны, это избавит тебя от необходимости спрашивать анкетные данные клиента в момент составления договора. Это особенно удобно тогда, когда ты составляешь договор, а клиента чтобы спросить полные анкетные данные рядом просто нет. С другой стороны я заметил еще одну особенность такого действия ... Такая формальная запись в бланке замера, если так можно выразиться, помогает клиенту "свыкнуться" с тем фактом, что решение о покупке твоего проекта фактически уже принято. 

2. Выявление существенных потребностей

Следующее после знакомства важное действие - выявление всех существенных потребностей клиента относительно мебели и сопутствующих предметов. Здесь очень важно понять, чего хочет клиент и такое понимание поможет совершать дальнейшие действия эффективно, действуя только "по сути дела" и не отвлекаясь на ненужные действия.

Задавай вопросы. Ты должен задать примерно следующие вопросы: как планируется использовать пространство, где предварительно или уже точно предполагается разместить мебель, сколько людей и как ей будут пользоваться, есть ли конкретные пожелания относительно каких-то особенностей проекта. Задавая по одному вопросы необходимо очень внимательно выслушать ответы клиента на каждый из них. Здесь очень важно не перебивать и внимательно слушать, стараясь проникнуться сутью. Всю суть пожеланий и особенно по началу не особо до конца понятные в плане возможности реализации пожелания необходимо в письменном виде записать. Очень важно записать даже те требования, которые кажутся нереализуемыми. Делается это для того, чтобы не забыть про них и затем четко по ним поработать.

3. Формирование безошибочной объективной картины того помещения, где будет размещаться мебель

На этой стадии необходимо графически зарисовать помещение, определить необходимые замеры и их произвести. Вся работа по замеру помещения крайне ответственная и все же именно эта стадия возлагает на дизайнера повышенную ответственность.

Многие дизайнеры даже, казалось бы, с внушительным опытом работы на этой стадии стабильно ошибаются. Последствия ошибки на этой стадии могут быть критичными для репутации дизайнера, поэтому это дело надо делать "с головой". Есть специфика работы нашего мозга, которую надо учитывать и тогда вероятность ошибки сводится к нулю. Вот в чем все дело ... Дело в том, что наш мозг устроен таким образом, что он не может выполнять большое количество сосредоточенных действий одновременно. Я скажу больше, мы не можем делать сосредоточенно больше одной операции в единицу времени. Именно по этой причине рассматриваемую стадию критически необходимо разбить на три части и выполнять в единицу времени только одно действие.

Три части формирования объективной картины помещения:
  • Графическая зарисовка помещения
  • Определение тех расстояний, которые должны быть замерены
  • Осуществление измерений
В тот момент, когда ты рисуешь помещение в виде графического наброска, ты только рисуешь и ничего другого не делаешь. Смотри картинку ниже ...

Зарисовка помещения

Когда помещение зарисовано, ты думаешь, какие размеры тебе нужны или могут быть нужны. Все эти необходимые размеры на графическом наброске отмечаешь стрелками. Производить измерения в этот момент категорически нельзя. И ниже пример того, как с помощью стрелок можно определить те расстояния, которые необходимо будет измерить.

Если отвечать на вопрос "а что, собственно, нужно то замерять", то тут следует заметить, что рекомендации существуют самые разные. Мне больше нравится правило обычной житейской логики - надо измерить все то, что потребуется для проекта. Такой подход мне представляется более правильным, так как рекомендации относительно конкретных измерений на все случаи жизни дать просто не возможно.

Есть все же одно очень практичное правило определения того, как на бумаге в итоге необходимо задать систему измерений ... Все размеры будут удобными при работе с проектом, если они замерены по трем осям координат.


В качестве оси аппликат выбирают так называемый базовый угол, от которого фактически будет производиться монтаж мебели. В качестве осей ординат и абсцисс выбирают стены помещения, вдоль которых и будет располагаться мебель. На картинке ниже расставлены стрелки. Они предполагают, что все измерения будут производиться по оси координат, где осью аппликат выбран правый базовый угол кухонного пространства. Все основные размеры будут производиться именно от него.

Стрелки, определяющие будущие измерения

Когда помещение зарисовано и стрелки расставлены приступаешь к измерениям. Измеряешь параметры помещения и записываешь их. Ничего другого в этот момент не делаешь. В такой ответственный момент времени даже нельзя пытаться раздумывать на тему "что же еще померить", Измеряй только то, что наметил и точка.

Измерения

После завершения измерений можно еще раз проверить все ли измерения произведены. Таким образом можно еще раз наметить те расстояния, которых не хватает и затем их замерить.

Очень важный нюанс. В момент совершения всех указанных действий дизайнер обычно замолкает и у клиента может образоваться информационный вакуум. В таком случае можно услышать от клиента много вопросов. Если во время работы по определению необходимых замеров или во время работы по измерению начать отвечать на вопросы клиента, то это верный путь к ошибке по вышеприведенным причинам, связанным с особенностями нашего мышления. Поэтому перед началом этого этапа или в ходе него очень важно обозначить клиенту, что ты сейчас делаешь крайне важную и напряженную работу с цифрами и твоего внимания просто не хватит на что-то иное, а если и хватит, то это может привести к ошибке. Поэтому вежливо попроси не беспокоить тебя и сделай свое дело хорошо.

4. Анализ и соотнесение выявленных потребностей с объективными условиями пространства

Здесь ты соотносишь две материи. Первая называется "что хочется здесь увидеть". Вторая называется "что здесь будет принципиально лучшим". Очень интересный мыслительный процесс, по научному называемый анализом.

Этот анализ очень удобно производить все же не в голове, а с помощью одновременно головы, рук, бумаги, карандаша и ластика. Рисуй план (вид сверху), расставляй мебель по этому плану, оценивай взглядом, думай головой, исправляй и делай так несколько раз до тех пор, пока картинка не срастется в то, что будет одновременно и тем "что хочется здесь увидеть" и тем "что здесь будет принципиально лучшим". Трудно передать все творчество процесса, но то как выглядит итоговый вариант плана можно увидеть на картинках ниже ...

План кухонной мебели

План кухонной мебели

План кухонной мебели
Стоит помнить, что работа с планом производится для того, чтобы "уложить" картинку в голове дизайнера, не для презентации клиенту. Поэтому здесь главное не внешний вид, а сама суть родившейся идеи. Поэтому тратить время на красивый план дело не особо эффективное.

В большинстве случаев ты поймешь, что то, что хочет клиент, прекрасно вписывается в пространство и дальше дело только техники. Но иногда то, что хочет клиент, не является лучшим решением, либо вовсе является невозможным решением. Построить проект с противоречиями для дизайнера табу. Нельзя строить проект с противоречиями. Даже если проект с противоречиями и будет утвержден, то это не означает, что он будет реализован. Очень частая, говорят, история. В подобных случаях объективной некомпетентности дизайнера противоречие в проекте обычно для начала ложится на плечи ремесленников и затем бумерангом возвращается к дизайнеру.

Поэтому при наличии противоречий в проекте между тем "что хочется здесь увидеть" и тем "что здесь будет принципиально лучшим" проблему противоречия необходимо обозначить, явно, вербально огласить и честно решить прямо на месте замера. В другом месте решение этой проблемы может стать невозможным. Не всем дизайнерам это понятно, но все таки надо четко понимать, что не каждый человек способен ловко оперировать цифрами в "кабинете дизайнера". А даже если и может, то, как говорится, "просто не охота" и это "ваша работа". И это ведь верно. А вот на месте замера объективно обратиться к параметрам пространства и оценить различные аргументы доступно всем, и дизайнеру, и клиенту.

При наличии противоречий очень важно умело провести переговоры. Для этого необходимо честно и без стеснений объявить свою позицию, обозначить непонятные вопросы и дать возможность высказаться клиенту. При этом очень правильно "не важничать", Не то чтобы важничать напоказ, а в принципе не важничать. Почему? Просто на самом деле иногда от другого человека (вроде и не профи) можно легко почерпнуть такое решение, которое профессионалу до этого в голову и не приходило. В таком случае противоречие на самом деле противоречием и не является, а это всего лишь непонимание со стороны дизайнера. В итоге что-то не понимать при позитивном настрое на способность понять другого человека нормально, а вот аксиома типа "я профи и я все знаю" выглядит со стороны всегда по меньшей мере глуповато. Не будь глупым, лучше будь всегда открытым к новому, слушай людей и черпай их видение.

Переговорный процесс необходимо вести до тех пор, пока противоречие либо непонимание не рассеется. Это дело просто необходимо довести до конца по причинам, указанным выше.

5. Очертить или скорректировать реальные потребности клиента

Если проект понятен  всем сторонам замера, то просто говоришь, что "мне мол все понятно и проект требуется такой-то и такой-то". Здесь важно обозначить те важные моменты, на которых как говорится "остановились" и получить одобрение, что именно такой проект и нужен. Допустим, при замере кухни необходимо обозначить такие вопросы, где и какие модули будут расположены, каковы будут их размеры в пространстве, где и какая будет стоять техника, где будут заканчиваться габариты мебели и как будет выглядеть весь процесс пользования мебелью, включая хранение, подготовку, приготовление, мойку, сушку и прочие мелочи ...

Если же на начальных стадиях замера были противоречия или непонимание деталей, то теперь уже стоит огласить скорректированный вариант потребностей и возможностей и еще раз получить по ним одобрение.

Эта стадия может сэкономить очень много времени, которое обычно требуется на графическую зарисовку проекта. Решив основные моменты проекта и проговорив их останется лишь графически их закрепить.

6. На месте подготовить и утвердить стержень проекта (графический черновик проекта)

Черновик накидать на месте крайне необходимо. В первую очередь графическое отображение идеи проекта убережет от погрешности вербального общения. Хотя дизайнер, как правило, и говорит на одном языке с другими участниками замера, все же иногда люди одними и теми же словами выражают немного различающиеся идеи. Графический черновой проект - страховка от такого вида непонимания. Это, думаю, понятно.

В этом процессе необходимо, при наличии навыка, постараться перевести на бумагу проект именно в тех пропорциях, как это должно выглядеть в жизни, ну и по максимуму понятно для клиента. Немного сложный момент, но на самом деле вопрос изначального желания и достаточной тренировки. Посмотри картинки ниже. Это примеры того, как я обычно накидываю черновики кухонь. Любой из этих рисунков я обычно накидываю на бумагу примерно за 15 минут. Видно, что линейка не используется и, в принципе, этого достаточно, чтобы провести первоначальную презентацию проекта и устранить возможные дефекты вербального непонимания.

Графический черновик кухни

Графический черновик кухни

Графический черновик кухни

Есть и еще одна польза от наличия черновика проекта на месте замера. Черновик предоставляет дизайнеру невероятно полезную возможность быть абсолютно уверенным в результате своего труда. Это достигается путем проверки проекта по месту. Об этом чуть ниже по тексту... 

7. На месте утвердить цветовое решение проекта

Очень правильный подход это когда цветовое решение проекта хотя бы принципиально решается на месте. Дело в том, что каждое помещение имеет свои особенности по освещенности и один и тот же цвет "на месте" и в "кабинете дизайнера" будут смотреться по разному. Поэтому для лучшего выбора подбирай цвет на месте. Оттенки того или иного цвета могут выбираться в связи с личными предпочтениями уже и не на месте, но основной цветовой вектор проекта должен быть выбран на замере. Для такой работы можно использовать "цветовой веер" как на картинке ниже. Подобный веер можно приобрести либо у производителя мебели, либо у поставщика профессиональных лакокрасочных материалов.

Цветовой веер для подбора цвета

8. Определить перечень работ, выполняемых помимо построения мебели, за которые предполагается ответственность третьих лиц, но которые будут существенно влиять на качество всего проекта

При выполнении всей вышеописанной работы на замере часто выявляются ранее не решенные, не запланированные или не согласованные вопросы соотносимости пространства и мебели. Допустим, на кухне нет фартука из керамической плитки и до твоего появления не известно как он будет размещаться на стене. Так вот для успешного финишного результата дизайнеру необходимо решить и эти вопросы.

Это могут быть работы с любыми отделочными материалами стен, полов или потолков, а также работы с коммуникациями (электрика, водоснабжение, освещение). Решение о проведении таких работ, конечно, принимается клиентом и все таки необходимость их проведения для получения лучшего результата должна быть обозначена с предоставлением соответствующих чертежей. И лучше всего все принятые решения записать. Чтобы не забыть.

Работы по пространству кухни (помимо мебельных)

Работы по пространству для шкафа (помимо мебельных)

9. Проверить стержень проекта на фактическую соотносимость с пространством

И вот мы дошли до проверки ... Проверка проекта по месту - очень важное действие. Оно всегда убережет тебя даже в особо сложных случаях от малейших математических просчетов. Для проверки необходимо просто взять черновик с размерами будущей мебели и отметить карандашом по стенам размещение всех до единого мебельных модулей. Надо буквально расставить мебель по стенам. После этого необходимо еще раз внимательно осмотреть полученный результат и оценить с точек зрения "насколько удобно", "вмещается ли в принципе", "не попадают ли ключевые детали мебели на какие-то помехи" и "будет ли предварительно красиво".

Если прямо сейчас видны дефекты проектирования, то необходимо внести корректировки в проект здесь и сейчас. Если же все становится ровно и красиво, то про сомнения типа "а как встанет мой проект" можно вообще забыть и идти делать следующую по плану работу. Этот последний этап полностью освобождает твой мозг от тяжести сомнений относительно твоих математических навыков. Вероятно, кому-то знакомо подобное чувство тяжести вплоть до момента установки мебели, которое мешает выполнять эффективно иную работу. Так вот, не ленись, проверяй свои проекты прямо на замере, освобождай голову от сомнений и выполняй свою работу эффективно.

Я сталкивался с практикой, когда дизайнеры мебели "ходят на замер" дважды. Первый раз "померить", второй раз - "проверить". Мне такая практика представляется порочной. Это не эффективный подход, затрачивающий как время дизайнера, так и время других лиц, привлекаемых для этого. А время - это самый дорогой ресурс, который у нас есть. Есть еще много недостатков такого подхода, но эта публикация в большей степени не о том, как "не надо", а том, "как лучше".

Документы для замера

Каждый дизайнер, в принципе, легко может разработать свою собственную форму для замера. Я привык к той, с которой работаю. Весь замер у меня умещается на двух сторонах листа формата А4. С учетом объема помещаемой туда информации - это очень скромный формат и поначалу мне трудно было туда уместить все необходимые данные. Однако тренировка решила эти проблемы. А использовать больший по размеру формат не удобно по причине сложностей хранения, копирования, пересылки и вообще перемещения в пространстве. Поэтому предлагаю тебе попробовать использовать мою форму. Ниже образец формы формата А4.



Ты его можешь перепечатать в виде формализованного бланка или же скачать файл-оригинал бланка в закрытом разделе дневника дизайнера, ссылка на который всегда доступна для всех подписчиков в еженедельном дайджесте, выходящем каждый понедельник.

А так, удачных замеров!



Предыдущие публикации на тему: