"Совмещать личную жизнь, быт и работу - это очень естественно!" Интервью с дизайнером Юлией Соловьевой

Дизайнер интерьера Юлия Соловьева
Открывает нашу новую рубрику «Интервью с дизайнером» молодой, но уже успешный профессиональный дизайнер Юлия Соловьева.

Юлия - яркий пример человека, который знает, чего он хочет и умеет добиваться поставленных целей. Её мечта детства - стать дизайнером интерьера, стала реальностью только благодаря твердому характеру этой мягкой с виду девушки.

В 2009 году Юлия Соловьева закончила обучение и получила диплом о высшем образовании в Международном Славянском институте по специальности «Дизайнер интерьера и архитектурной среды». Природная целеустремленность и упорство не дают ей оставаться на месте. Юлия постоянный участник всевозможных выставок и мастер-классов. Она постоянно дополняет своё образование и считает, что нет предела совершенству.

Разговор прошел на дружественной волне. Нам удалось поговорить о сложностях пути в дизайне интерьера, о том, что ей помогает стать лучшей в своем деле, об интересных случаях из практики и даже об Эркюле Пуаро. Кроме этого, Юлия Соловьева предоставила нам фотографии реализованных ею интерьеров, которые не оставят никого равнодушным.




- Юлия, расскажите о том, как Вы стали дизайнером интерьера? Это был осознанный выбор профессии или любимое хобби переросло в работу?

- Я с детства знала, что буду дизайнером. Учась в начальных классах школы, я хотела стать дизайнером-модельером. Как раз в это время шли популярные бразильские сериалы, и в одном из них главная героиня была модельером. Однако, когда я подросла, то поняла, что ненавижу шить. Все эти иголки, пуговицы не для меня. Но у меня было детское увлечение - строить различные шалаши. Даже играя в куклы, первое что я делала - это строила для них жилые пространства, и на этом обычно игра заканчивалась, потому что я не знала, что делать дальше с куклами. Также в детстве я ходила в художественную школу, которую закончила в 12 лет. Но самую большую роль в моем выборе профессии сыграла мама. Она смогла интуитивно соединить все мои увлечения, особенности характера и направить меня на верный путь. За что я ей очень благодарна.

После школы я поступила в Международный Славянский институт на факультет дизайна интерьера. Это сейчас много разных учебных школ, где можно отучиться на дизайнера интерьера, а в то время самыми сильными считались только два института — МАРХИ и Строгановка. Там были огромные отборочные туры, и туда было очень сложно попасть. Я, к сожалению, туда не попала из-за слабого рисунка. Но я не сдалась и решила пойти в менее известный институт, закончив который, у меня, к счастью, всё сложилось отлично.



- Юлия, расскажите о том, как вы начинали свою профессиональную деятельность, о своих первых проектах?

- На пятом курсе университета у меня был первый опыт работы по профессии, и скажу сразу, не очень удачный. Я устроилась в строительную компанию и проработала там всего два месяца, так как мне попался, на тот момент, действительно «сложный клиент». А все потому, что договор нашей компанией был составлен не грамотно. Согласно договору, компания оплачивает сама дизайн-проект, если клиенту что-то не нравится. А не нравилось клиенту всё! Стараясь угодить заказчику, я переделывала по нескольку раз проект и была настолько занята работой, что стала заметно отставать в учебе. Для меня подобная ситуация оказалась сильным стрессом, так как я всегда горела желанием стать дизайнером интерьера. Но первый же трудный клиент разрушил мои иллюзии, и у меня пропало желание заниматься дизайном. Это было как раз на последнем курсе университета перед дипломной работой. В итоге, я получила «тройку» в дипломе по самому любимому предмету - по проектированию. Казалось, мой мир рухнул и я была в полной растерянности после окончания университета.

Но через какое-то время, подруга предложила мне открыть дизайн-студию, и я все же решила вновь попробовать свои силы. Полные оптимизма и решимости, вместе с подругой мы организовали фирму. Однако мы мало что знали о ведении собственного бизнеса и вскоре между нами возникли разногласия, которые и привели к разрыву наших деловых отношений. 

Далее у меня пошли заказы через знакомых, соседей и родственников. Постепенно клиентов становилось все больше и обращались люди совсем мне не знакомые по рекомендациям. Я уже не справлялась одна, поэтому оформила ИП и взяла помощника на чертежи,... потом наняла визуализатора, потом работника по комплектации. Сейчас у меня работают четыре сотрудника - два с рабочей документацией и два визуализатора. Периодически, я приглашаю на помощь комплектатора. 



- Юлия, имея такой опыт, что бы Вы посоветовали начинающим дизайнерам? Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным дизайнером?

- Как и в любой другой профессии, в профессии дизайнера интерьера важна целеустремленность и любовь к делу. Думаю, объяснять тут ничего не надо. Еще, на мой взгляд, важна самоорганизация. Особенно, если вести речь именно о воплощении проекта, поскольку умение организовать процесс работы для дизайнера интерьера очень важен.

Так же могу сказать, что у меня есть одна черта, которую я раньше относила к негативным своим качествам характера - занудство. Но именно это качество, внутреннее моё занудство, очень помогает в работе. Потому что, если хочешь добиться действительно хороших результатов, нужно быть занудой. Я думаю, что мои коллеги, дизайнеры интерьера, поймут о чем я сейчас говорю.

При реализации проекта рабочим и смежникам, зачастую, нужно по три-четыре раза повторять одно и то же, напоминать что-то, твердо стоять на своем, если ты хочешь добиться желаемого результата. Без практики тут, конечно, не обойтись. Это всё приходит с опытом.

Очень важно в работе дизайнера интерьера быть хоть немного психологом, потому что каждый день приходится общаться с абсолютно разными людьми, как с разными клиентами, так и с разными рабочими, менеджерами разных сфер. Все очень и очень разные, и нужно со всеми найти общий язык, поэтому знание психологии для дизайнера - один из главных навыков.

Есть среди дизайнеров такой термин, как «сложный клиент». В моей практике было очень много таких людей, после общения с которыми менеджеры восклицали: «Юля! Как ты с ним работаешь?! Это же невозможно!» Но для меня нет сложных клиентов, потому что я всегда стараюсь с каждым человеком найти общий язык. Я всегда стараюсь понять человека, его истинные желания, осмыслить его реакцию. Конечно, я не говорю сейчас о хамах, которые не уважают никого, с такими я даже не работаю.

Естественно, бывает устаю от клиентов, но тем не менее, если относиться к человеку с пониманием, то процесс работы становится легче, человек чувствует, что его пытаются понять, и тогда отношения быстро налаживаются . 

Я считаю, для того, чтобы избавиться от стереотипа «сложный клиент», нужно попытаться влезть в шкуру этого сложного клиента, тогда этот стереотип полностью рассеется.



- Скажите, Юлия, что должен уметь делать дизайнер интерьера: хорошо рисовать от руки, уметь создавать что-то своими руками, быть специалистом 3D визуализации или быть хорошим психологом и легко находить контакт с людьми? Что на Ваш взгляд важнее?

- Из всего перечисленного важнее всего, чтобы дизайнер интерьера был хорошим психологом с хорошей фантазией. А вот визуализация, на мой взгляд, вообще отдельная профессия. Но на начальных этапах дизайнер интерьера должен уметь делать все, или хотя бы иметь хорошее представление о том, как что делается. Я, например, проходила очень много различных курсов, в том числе и по визуализации. Сейчас, выстраивая отношения с визуализатором, я хорошо понимаю, где он меня может обмануть, а где нет. Допустим, если говорить о сроках, то я отлично знаю сколько делается визуализация, знаю, где можно ускорить процесс, а где это сделать невозможно.



- Не смотря на все трудности, Юлия, почему Вам нравится работа дизайнера?

- Мне нравится разнообразие рабочего процесса, когда выполнение заказа происходит в несколько этапов. Например, сначала разрабатывается планировочное решение, потом идет поиск концепции, выбор материалов, техническая часть, во время которой всё переносится на чертежи. Следующим этапом идут закупки, затем стройка. Именно из-за отсутствия монотонности в работе мне нравится то, чем я занимаюсь. Я из тех людей, которым быстро надоедает «одно и то же». Но в работе дизайнера такого не бывает - каждый проект становится уникальным!



- Что для Вас дизайн - это состояние души, творческие поиски или повседневная работа?

- Для меня дизайн интерьера - это образ жизни, вернее, неотъемлемая часть моей жизни. Бывает я задумываюсь о том, как живут люди, которые работают офисными сотрудниками. И я не могу понять, чем они занимаются, приходя домой после работы? Чем можно заниматься дома после работы каждый день, если у тебя нет детей?

Я просыпаюсь и начинаю работать, готовлю обед и продолжаю работать, раздумывая, к примеру, над планировкой. Вечером, если у меня нет бытовых забот и желания развеяться, мне не в тягость поработать. Работать не в обычном смысле слова, а жить и заниматься чем-то интересным. Это привычный образ жизни для меня. Я не чувствую угнетения от работы, нет такого ощущения, потому что работа - это и есть моя жизнь. Для меня совмещать личную жизнь, быт и работу - это очень естественно.



- Расскажите, Юлия, в чем Вы находите вдохновение?

- В работе дизайнера интерьера большую роль играет «насмотренность». Я, как увлеченный дизайнер, постоянно читаю журналы и интернет-издания о дизайне, просматриваю фотографии красивых интерьеров. Но когда дело доходит до определенного заказа, то вынуть из себя что-то качественное бывает очень сложно, потому что в голове куча информации. В этом случае мне помогает природа. 

Я очень люблю природу, и именно она меня питает энергетически. Мне достаточно съездить отдохнуть в красивое место, развеяться, не думая ни о чем, погулять по лесу, пройтись по цветочному полю. После такой "перезагрузки" в голове всё встает на свои места, и рождается нечто новое, ни на что не похожее. В этот момент я очень довольна собой, сидишь и думаешь: «Вот как здорово всё получилось! Как красиво и гармонично сложилось!» И вроде бы ты уже где-то видела похожую картинку, но пропустив её через себя, получилось нечто совершенно уникальное.



- Какие блоги Вы читаете, чтобы быть в курсе последних модных тенденций в дизайне?

- Я читаю в основном интерьерный портал Houzz, поскольку там качественная информация. Блогов о дизайне интерьера сейчас очень много. Но не у всех хорошее и достойное информационное наполнение. И в этом потоке информации я для себя выделяю блог «Пуфик». Он не такой масштабный, как некоторые, его мало кто знает. Но он мне очень по душе, за счет того, что идет хороший подбор интерьеров.



- Юлия, если помечтать о путешествии во времени, то в какой исторической эпохе вы бы хотели оказаться?

- Я очень люблю историю, читаю исторические книги. Но когда дело касается определенной эпохи, я всегда себе представляю, что там помимо своей красоты, было, например, на улицах очень грязно, в роскошных дворцовых залах во время прекрасных баллов дурно пахло. Именно подобные вещи пресекают моё желание оказаться в других эпохах. Сейчас для меня Европа прекрасна. Но я бы не хотела оказаться там в 18 веке, когда было нормой казнь на гильотине. Как говорится, "увидеть Париж и умереть".

Если же говорить о дизайне, то мне нравится стилистика, представленная в фильме об Эркюле Пуаро с Дэвидом Суше. Это высокая классика, ар-деко, модерн. Мне очень нравятся подобные интерьеры. Я бы хотела оказаться не на долго в этой эпохе, но только ходить именно с педантичным Эркюлем Пуаро, чтобы не видеть всего другого, что относится к ужасам того времени.



- В каком стиле Вы предпочитаете работать?

- Сложно однозначно ответить на данный вопрос, так как я люблю работать во многих стилистических направлениях. У меня пока нет какой-то замыленности, чтобы я могла сказать, что в каком-то стиле мне надоело работать.

Когда я только начинала, думала, что никогда не буду работать в классическом стиле, мне он не нравился. Но жизнь так сложилась, что клиенты были самыми разными, и люди в возрасте, как правило, просили классику. Стремясь удовлетворить их желания, я начала разрабатывать классические интерьеры, и как ни странно, это мне понравилось. Просто я не стала выдавать вычурную классику, которую любили в 90-х годах, где всё блестит, много ангелочков и прочих атрибутов показной роскоши. Я старалась сделать классику интеллигентной, спокойной, а главное уютной.

Сейчас я полюбила английский традиционный стиль. В последнее время очень часто приходится работать именно в этом стиле.



- Юлия, Вы можете назвать критерии качественного дизайна?

- В качественном дизайне на первое место я ставлю эргономику. Дизайн интерьера должен быть удобным, ничего не должно раздражать, мешать. Конечно же, он должен быть эстетически красивым, но об этом дизайнер и не должен говорить вслух, это и так понятно. Так же для меня важно, чтобы интерьер был комфортным и красивым не только сегодня, но и через года.


- Работая над проектом, вы ориентируетесь на желания заказчика или на свои дизайнерские предпочтения?

- В любом случае прежде всего я отталкиваюсь от пожеланий клиента. Но работая над проектами, я уже научилась вести диалог так, чтобы меня слушали. В этом деле, конечно, надо заслужить доверие. Его можно заслужить только тогда, когда аргументированно объясняешь всё человеку, а не просто настаиваешь на чем-то. Бывает такое, что какое-то пожелание мне не нравится по той причине, что я знаю наперед, будет плохо. В этом случае нужно человеку грамотно объяснить это, не обидев его. А если клиент настаивает, то воплотить его желание в жизнь, но самым наилучшим образом.



- С чего начинается разработка интерьера - с идеи или с бюджета?

- Разработка интерьера начинается прежде всего с идеи. Хотя если, например, речь идет о новых современных технологиях, то минимальный бюджет в этом случае не подойдет. При этом можно сделать очень дорогой интерьер с виду очень простым. И это та самая настоящая роскошь, на мой взгляд. Почти каждый стиль можно реализовать как на большой бюджет, так и на умеренный. Но все же находясь внутри помещения, всегда будет чувствоваться дорогой он или дешевый. В дорогом варианте всегда используются натуральные материалы, благородные породы дерева, а в эконом варианте - МДФ, ДСП и различные имитации. При среднем бюджете можно многое смиксовать, то есть, использовать и дорогие материалы и не очень, в результате интерьер будет выглядеть достойно, и далеко не каждый поймет, на какую сумму он реализовывался.



- Юлия, расскажите по-подробнее об этапах работы над проектом - от задумки до реализации. Какой этап по-Вашему наиболее сложный и почему?

- У меня начинается все с планировочного решения. Именно в этот момент я могу уже представить какие-то детали, могу понять, как интересно сделать определенные места, узлы. При этом цветовое решение я принимаю на основе пожеланий клиента, плюс учитываю обязательно расположение помещения по сторонам света. Это очень важно. После этого идут корректировки, утверждения, наброски, эскизы. По ходу этого что-то отсеивается, что-то добавляется в проект. Далее идет подбор материалов, и, параллельно с этим, концепция перекладывается на чертежи. Дизайн-проект готов. Но самое сложное впереди - процесс реализации дизайн-проекта. Ремонтные работы очень сложный, но в тоже время очень интересный этап. Ведь концепцию проекта бывает очень легко придумать, но очень сложно реализовать. Многое здесь зависит от людей.



- К каким работам вы привлекаете помощников?

- Я нанимаю помощников для разработки чертежей и 3D визуализации. Но планировочное решение и концепцию прорабатываю сама. Хотя, если квартира простая, не требующая особой перепланировки, я отдаю проект своим помощникам. Мне больше нравится решать сложные задачи, собирать, как кубик-рубик, интерьер воедино. Бывает, что я и разработку концепции отдаю, но всегда определяю главное направление, а затем лично проверяю и корректирую.



— Бывают ли ошибки и как вы их исправляете?

— Ошибки бывают, все мы люди. Бывает, что проект уже напечатан и передан в работу, а я нахожу ошибку. Приходится срочно объяснять все рабочим и, если они опытные, то ошибки очень быстро устраняются. Но, как правило, это малозначительные нюансы, наподобие «светильник расположен чуть левее, чем нужно».

Расскажу об одной ошибке, которую я допустила в начале своей профессиональной деятельности. Её я считаю самой страшной за всё время моей работы. Был у меня проект и нужна была очень дорогая ванная. По своей неопытности я сделала заказ по интернету. На сайте были написаны параметры ванной, которые вполне подходили под наше помещение. В итоге привезли ванную, а она не встала на отведенное ей место, она оказалась больше, чем было заявлено. Так как покупка делалась в интернет-магазине, с возвратом было всё плохо. Не буду вдаваться в подробности, история эта закончилась для меня хорошо - ванную увезли в загородный дом, куда она отлично вписалась, а ей на замену заказали другую.

Есть история другого характера, которую я до сих пор вспоминаю. У меня был проект большой квартиры с большим количеством встроенной мебели. Я сделала заказ на одной из фабрик, которая в то время активно продвигалась. Клиент оплатил полную стоимость заказа, а через какое-то время, я узнала, что фабрика разорилась и не может выполнить наш заказ. В итоге, чтобы избежать лишних проблем, пришлось мне покупать эту мебель на другой фабрике за свой счет, в надежде, что разорившаяся компания вернет мне деньги. Но этого не случилось. Зато этот случай меня многому научил.



- Какую роль в интерьере играет индивидуальность заказчика и предпочтения дизайнера?

- Индивидуальность в интерьере играет большую роль. Мне очень сложно работать с людьми, которые ничем не увлекаются, с которыми нельзя поговорить на отвлеченные темы. В интерьере прежде всего отражается харизма и индивидуальность хозяина дома. Когда человек без интересов, то и интерьер получается посредственный, без особой изюминки.



- Юля, вы считаете себя креативным дизайнером?

- Да, я считаю себя креативным дизайнером, но пока, к сожалению, не было еще такого проекта, который я смогла бы сделать настолько креативным, насколько мне этого хотелось бы. В этом плане я нашла себе отдушину, нашла себя в участии на различных дизайнерских интерьерных выставках, где получается включать полный креатив. Тут речь идет не о жилых пространствах. Например, у меня есть мечта, когда-нибудь оформить главные витрины ЦУМа.



- Что труднее сделать: дизайн-проект для маленького пространства или для большого?

- Все зависит от того, какие задачи стоят перед дизайнером. Могут возникнуть большие сложности и в том и в другом случае. В маленьких помещениях, как правило, главная проблема - это системы хранения. Сейчас, как опытный дизайнер, я могу организовать системы хранения очень быстро и правильно, но по началу работы над этим приходилось подолгу думать. В просторных интерьерах другая проблема. Помещение большое, а мебели, которой мы пользуемся, обычно мало. И при оформлении большого пространства начинаешь добавлять дополнительную мебель, которая иногда совсем не вяжется с идеей.

Проблемы трудностей дизайн-проектов для маленьких и больших помещений больше касается начинающих дизайнеров. Имея достаточный опыт работы в этой сфере, с подобными задачами справляешься легко. Я уже наперед вижу, что поставить в свободный угол просторной гостиной или как визуально расширить маленькую кухню.



- Легко ли подобрать мебель для проекта? Существует ли алгоритм поиска нужных предметов? Много ли времени уходит на поиск?

- Мебель для проекта, с одной стороны, лично мне выбирать легко, а с другой стороны, сложно. Если бы вы пошли со мной по магазинам, то вы бы воскликнули «О, боже!», поскольку, выбирая мебель, я могу придраться к чему угодно. В этом отношении я бываю очень капризной. Я постоянно в поиске идеала. Но его очень сложно найти, особенно когда ограничены бюджет и время на поиски. Тогда начинаешь всё взвешивать и понимаешь, что в принципе эта модель наиболее подходящая к концепции проекта, чем предыдущие тридцать просмотренных вариантов.

Если говорить о встраиваемой и корпусной мебели, то её в основном делаем на заказ. Мне нравится воплощать в жизнь мебель по своим проектам.



- Не кажется ли вам, что европейскому потребителю более доступны качественные товары, материалы, мебель?


— Думаю, что на этот вопрос можно ответить положительно, хотя я не могу сказать, что все европейские товары качественные. Раньше мы с клиентами в основном всегда заказывали мебель в Европе, но в последнее время мы ориентируемся на российского производителя, хотя работать с нашими мебельщиками бывает не просто. Чаще всего проблема российских мебельщиков заключается в некачественных услугах - сборки и доставке, не говоря о том, что практически всегда срываются договорные сроки. Можно сказать, что я всё еще в поисках своих идеальных мебельщиков.



- Юлия, а что Вы можете сказать о дизайне будущего?

- Если говорить о дизайне будущего в мегаполисах, то я думаю, что он будет состоять из простых по форме вещей. Поскольку люди уже сегодня перегружены информацией. Мы каждый день узнаем новое, постоянно пытаемся «успеть всё». И чем дальше, тем больше. Если судить по себе, то, приходя домой, я не хочу видеть в доме ничего лишнего, кроме некоторых деталей, радующих глаз. Дома человек не должен перегружать себя информацией. Хочется видеть простые, прямые, обтекаемые формы; максимально удобные вещи, приятные тактильно, расслабляющие цвета. Я также уверена, что в будущем обязательно будут распространены системы «умного дома» с голосовой функцией.

А вот классика в дизайне будущего выживет обязательно, но больше её будет, я думаю, где-нибудь в провинции, в загородных домах. Уютная семейная классика будет незаменима для своеобразной эмоциональной разгрузки.



- Как Вы считаете, Юля, в будущем будет актуальна профессия дизайнера интерьера?

- Профессия дизайнер интерьера всегда будет актуальна, особенно в крупных городах. У людей, которые хотят жить комфортно, не всегда есть время самостоятельно заниматься организацией своего жилого пространства. И если даже есть время,  то они понимают, что лучше обратиться к профессионалу, чтобы все было сделано на высоком уровне. Ведь это лучше, чем набивать самому шишки. Тем более, что эти шишки всегда обходятся не дешево.



- Юлия, расскажите, пожалуйста, что нужно сделать для того, чтобы стать Вашим клиентом? Что нужно иметь на руках и куда можно обращаться с заявкой на дизайн интерьера?

- У меня есть сайт www.sjull.com на котором можно найти все мои контакты, включая социальные сети. На руках желательно иметь план помещения, но в случае если его нет, это не страшно. Самое главное всегда - это желание сделать хороший ремонт.


— Спасибо Вам, Юлия, за интересный и откровенный разговор! Думаю, что нашим читателям будет полезна информация, с которой Вы с нами любезно поделились. Команда блога «Дневник дизайнера» желает Вам дальнейших успехов в работе, интересных проектов и творческого вдохновения!