"Тысячу раз был прав Достоевский: мир спасёт красота!" Интервью с дизайнером Юрием Зубенко

"Ваш интерьер — написанный холст, где будет жить Ваша душа. Ей должно быть очень спокойно и уютно, достойно и стильно. Предназначение интерьера, прежде всего, — возвращение к Природе через знания, творчество, культуру, осознанное возвращение." (дизайнер Юрий Зубенко)


Дизайнеры Юрий Зубенко и Ольга Щербакова - это прекрасный творческий тандем, который образовался в 1984 году. Начиная с этого времени, Юрий и Ольга планомерно и неуклонно следовали своей мечте — создавать и находить истинную красоту в каждой совместной работе. В 1985 году они открыли дизайн-бюро «Арт-дизайн студия Юрия Зубенко». На сегодняшний день на счету студии более 200 реализованных проектов, у которых есть одна общая черта - они успокаивают и умиротворяют. Как считает Юрий, в доме обязательно должен быть уголок для отдыха и спокойствия, для вдохновения и релаксации. Не случайно во всех проектах Юрия и Ольги присутствуют предметы искусства. Картины, гравюры, скульптуры, статуэтки, вазы — всё это удивительно гармонично вписывается в интерьер, придуманный и воплощенный настоящими мастерами. Каждый шедевр находит свое идеальное место в доме, создавая утонченную эмоциональную ритмику интерьера, благодаря которой складывается единый  уникальный образ проекта.

В этом интервью дизайнер Юрий Зубенко поделился с нами не только фотографиями реализованных проектов, но и своими мыслями о том, что такое качественный и уникальный интерьер, рассказал нам немного о своих клиентах и поделился мыслями о будущем развитии профессии дизайнера.




Здравствуйте, Юрий! Мы рады , что вы согласились поделиться с нашими читателями своим богатым профессиональным опытом. И наш первый традиционный вопрос: Как Вы стали успешным дизайнером? 

— Я и моя супруга Ольга стали заниматься дизайном интерьера сразу после окончания института МГХИ им. В.А. Сурикова (я начал заниматься интерьерным дизайном уже после возвращения со службы в армии), а именно с 1984 г. Тогда мы начинали работать с общественными интерьерами, работая в Комбинате Монументально-декоративного искусства при Художественном Фонде РСФСР. Это была интересная творческая работа для того времени, но в рамках существующих общепринятых правил той идеологии и того государства. Переход в новые реалии и к новому продукту – частному интерьеру новой России, происходил параллельно с перестройкой жизни всей страны. Было трудно найти свою нишу в изменившейся структуре общества, но нам это удалось, и мы нашли своего нового заказчика, интересную работу, в которой перед нами открылся новый мир – мир интерьера с его историей, традициями и глубоким творческим переосмыслением.


Можно сказать, что Вы начинали карьеру дизайнера в сложный период перестройки нашего общества, и Вам тоже пришлось переосмыслить свою профессию. Расскажите как сейчас выстраивается ваша работа с клиентами?

— Сейчас идет 32 год нашей совместной с Ольгой работы в сфере дизайна интерьера. За такой большой отрезок времени мне кажется, что мы чему-то научились и что-то можем. Мы крайне ответственно относимся к каждому проекту и к каждому клиенту, используя весь свой накопленный опыт и потенциал. Поэтому наши заказчики, как правило, остаются довольны итогами нашей работы, а это самое главное в профессии дизайнера.


— Юрий, а кто ваши клиенты, должны ли они обладать утонченным вкусом или определенным достатком? 

— Мы с радостью работаем с представителями разных социальных слоев — от среднего класса и до высших слоев общества, поскольку каждый раз мы получаем творческое удовольствие, в первую очередь, не от заработанных денег, а от своей работы и ее результатов. Заработок для нас всегда на 2-3 месте. Удовольствие от самого творчества превыше всех материальных благ — этот драйв знаком каждому творческому человеку.




Юрий, расскажите как у Вас происходит работа над проектом? И благодаря чему, по-Вашему, можно получить качественный дизайн? 

— Работа над проектом начинается со знакомства с заказчиком, беседы с ним и определения его стилевых и вкусовых предпочтений. После заключения договора и получения предоплаты мы начинаем работу над планировкой. Обычно, это от 3-4 и до 10-20 (бывает и более) вариантов планировочных решений, которые мы делаем, в первую очередь, для себя, и только лучшие из них (обычно 2-3) мы отправляем для обсуждения заказчику. Когда проект готов, то первое, что выбирается конкретно и осмечивается под оплату – это кухня и вся сантехника, поскольку именно они нужны в первую очередь для получения техзадания, без которых строители не могут провести трассы по водопроводу, канализации, электрике, воздуховодам и т.д. 
 
Качественный дизайн получается тогда, когда заказчик полностью доверяется нашим знаниям и опыту. Взаимодоверие – это самая важная вещь во взаимоотношениях двух сторон одного большого дела, и очень важно также, чтобы на протяжении всего пути мы были единомышленниками и единой командой. 


— Вы привлекаете для работы над проектом помощников? 

— Мы любим делать всю работу сами, поскольку в хорошем продукте важна каждая деталь и каждый узел, а также все составляющие, сотни и тысячи нитей, должны быть в одной голове — в таком случае будет достойный результат, иначе получится "лебедь, рак и щука". Но все же помощники у нас, и без них мы не можем обойтись, но тем не менее, основная работа и вся ответственность лежит на наших плечах.

Юрий, по-Вашему, возможно ли предусмотреть в проекте 100 % состыковку всех мелочей или же эти нюансы априори приходится дорабатывать по ходу авторского надзора? 

— Разумеется, коррекция проекта происходит на протяжении всех 100% времени, которое на него уходит. Но дело не в этом, а в конечном результате, что получится в итоге. А в итоге должен получиться Продукт.


— Тогда, что является Продуктом Вашей работы? 

— Продуктом нашего сотрудничества каждый раз, на мой взгляд, является именно он – Продукт, поскольку сегодня на любом сегменте рынка, в итоге, выживает только высококачественная вещь. Продукт, как финал произведенного труда, он либо рождается, либо нет. Если он родился, то его видно, если нет, то его не существует. Все очень просто и естественно. Этот закон един для всех сфер деятельности человека – от экономики до искусства.




Юрий, поделитесь с нами, какие качества помогают Вам в работе? 

— Я полагаю, что нашими основными качествами являются коммуникабельность, пространственное мышление, знание истории Искусств (что помогает хорошо разбираться в стилистике), навыки экспресс-рисунка от руки для пояснения того или иного узла заказчику, а также профессиональное знание колористики. Также еще одним важным умением, на наш взгляд, является довольно точный подбор всех "игроков" интерьера, которые в итоге составляют единое целое.

Юрий, а что для Вас успешный проект? Когда Вы испытываете гордость за свою работу? 

— Гордость за свою работу мы испытываем, когда рождается тот самый Продукт, который называется «Высоким интерьером". Когда Вы чувствуете, что работа удалась, и просматривая в сотый раз по цепочке все узлы, Вы приходите к мнению, что все сделано правильно, свежо и интересно, и оттуда не хочется ничего выкинуть или добавить, заменить или видоизменить. В юности мне запомнилось мнение одного музыкального критика о творчестве популярной в то время группы ABBA: "Если песню ABBA разобрать на сотни составных частей и собрать ее обратно, то по-другому собрать ее уже не удастся – она соберется точно так, как она написана". Мне кажется, что это высшая оценка творчеству.


По-Вашему, какие детали проекта делают его уникальным в большей степени? 

— Уникальным является Ваш "сценарий", который Вы пишете для интерьера, его аранжировка и исполнение. Работа художника интерьера очень похожа на работу всей съемочной группы кинокартины (сценариста, режиссера, оператора, художника по костюмам, гримера, светотехника, монтажера и т.д.), только здесь Вы один пишете сценарий, ставите свет, «ведете» камеру, одеваете своих героев, и в итоге монтируете всю ленту из тысячи кусков в единое целое. В интерьере, как и в кино, важно все: от планировочного сценария и до формы дверных петель. Все должно работать на Вашу Гранд-идею, все должно быть чисто, ясно и понятно. В итоге, самое ценное в каждой работе – это индивидуальность.



Расскажите о типичных сложностях в реализации проекта? 

— Прежде всего, на сегодняшний день – это финансовые трудности – время сложное, кризис. 

Чересчур активное вмешательство заказчика также тормозит ход работы, но мы всегда готовы выслушать до конца пожелания заказчика, и чаще всего нам удается его убедить в правоте наших решений.

— Я понимаю, что Вы полностью погружены в свою работу, которая Вам нравится и доставляет истинное удовольствие. А есть ли у Вас другие увлечения помимо дизайна? Расскажите, пожалуйста, как Вы с Ольгой проводите свое свободное время?  

— Свободного времени у нас мало, но при возможности мы любим работать в своем саду, и обязательно, один-два раза в год мы стараемся выехать на горные лыжи.


Юрий, какой стиль, по-Вашему, наиболее востребован сегодня? Что нравится вашим клиентам в большей степени?

— Стиль не имеет значения! Сделайте профессионально свою работу в любом из существующих стилей, и все вокруг будут довольны – от заказчика до масс-медиа. Но все же, нам ближе некая «плавь» стилей, которую можно назвать "осовремененным классицизмом", или, если хотите – "новыми традициями". 
 
В первую очередь клиентам нравится профессиональное исполнение той работы, которую они Вам доверили и заплатили деньги.


Юрий, как Вы думаете, что будет в тренде в ближайшие 10 лет? По-Вашему, классика выживет? 

— Нам кажется, что "выживут" все. Роль классики может только возрасти, но будет расти также и требования к качеству ее исполнения. Современный дизайн будет развиваться по всем направлениям. Будут рождаться новые стили, предметы интерьера будут тяготеть к индивидуализации, будет отсеиваться "слабое звено". Разумеется, будут как вещи однодневки, так и вещи "на века". Идеи и концепции будут бурлить столько, сколько живо человечество. Передовые идеи и концепции прорубят себе дорогу на данном сегменте рынка, остальная часть, как всегда, канет в лету.


Что будет, по-Вашему, с профессией дизайнера в будущем? Будет ли она востребована?

— Тут труднее. Если говорить о нашей стране, то у нас сформировалась уникальная ситуация благодаря продаже жилья "в бетоне". Это и хорошо, и плохо – и это спасение для сохранения нашей профессии. В будущем будут вымываться любители и слабые звенья, останутся на рынке только личности, имена и настоящие профессионалы. Но случится это лишь в том случае, если будет также расти и уровень культуры заказчика. К сожалению, пока он крайне низок, поэтому мы видим миллионы предложений по продаже неинтересной недвижимости, построенной как в конце прошлого века, так и в начале этого. Возвращаясь к теме жилья "в бетоне", спасение видится в том, что заказчик понимает, что разумнее потратить свои накопления на оформление дома с помощью специалиста, чем руководствоваться собственными силами.


— Как мы видим, в работе дизайнера много подводных камней, и не все так радужно, как хотелось бы. А какие вопросы архитектуры и дизайна Вас волнуют больше всего в последнее время?


— В последнее время меня занимает тема подъема общей культуры в стране – и в интерьере, и архитектуре в частности. Ведь с подъемом общей культуры поднимается и культура каждого человека (в том числе и каждого заказчика, независимо от его социального статуса). Постепенный подъем культуры во всех слоях общества приведет к тому, что вещь, мысль, деяние – уродливое и некрасивое по своей сути, не сможет родиться в принципе, и таким образом, станет невостребованной. Тысячу раз был прав Достоевский: мир спасет Красота! 


— Юрий, я Вас благодарю за столь откровенный разговор и за предоставленные фотографии Ваших работ. Команда "дневника дизайнера" желает Вам неиссякаемого вдохновения и творческого драйва!