«Клиентам не нужны отрицательные эмоции». Интервью с дизайнером-декоратором Ольгой Куликовской-Эшби

Готовясь к интервью с дизайнером Ольгой Куликовской-Эшби, я настраивалась на очень серьезную волну. Мне Ольга представлялась чересчур серьезным и деловым человеком, так как все её проекты пронизаны тщательной щепетильностью подбора каждой мельчайшей детали. Готовилась в короткому, очень конкретному разговору, но, к моей радости, я ошибалась. Легкий, открытый и совершенно непринужденный разговор с Ольгой у нас состоялся по телефону, она была в Лондоне. Ольга ведет свою успешную дизайнерскую деятельность как в Великобритании, так и у нас в России, в Москве.

Не смотря на то, что Ольга занимается дизайном не так давно, она уже зарекомендовала себя как настоящий профессионал своего дела, который умеет не только прочувствовать то, что хочет её заказчик, но и умело воплотить всё это в жизнь так, что все реализованные ею интерьеры превосходят даже самые высокие ожидания клиентов. Причем Ольга еще и мастерски владеет искусством декорирования, благодаря чему созданные ею интерьеры особенно гармоничны и восхищают изысканными деталями.

Ольга любезно предоставила нам фотографии своих реализованных проектов, рассказала о различиях между российским и европейским заказчиком, а также дала ценные советы для тех, кто планирует сделать ремонт в своем доме. Об этом и о многом другом вы сможете прочитать в сегодняшнем интервью с дизайнером-декоратором и основателем проекта Interior Box Ольгой Куликовской-Эшби.



— Здравствуйте, Ольга! Я очень благодарна Вам, что Вы нашли время в своём загруженном графике для нашего проекта! Расскажите о том, как Вы пришли в дизайн интерьера? 

—  В дизайн интерьера я пришла, можно сказать, случайно, хотя еще в детстве я закончила художественную школу. Я занималась съемками для глянцевого журнала, когда ко мне обратилась моя подруга, с которой мы вместе учились в институте рекламы и получали второе высшее образование (по первому образованию я лингвист, переводчик с английского и японского языков). Подруга просила помочь её клиенту, который обратился к ней с просьбой найти для него дизайнера интерьера. Он открывал маленький отдел в мебельном магазине, и нужно было сделать дизайн проект . Моя подруга позвонила сразу же мне и сказала: «Ты же училась в художественной школе, может быть ты сделаешь дизайн?». На что я ответила, что я вообще-то не дизайнер, но она мне сказала: «Попробуй!». Я попробовала и поняла, что это мне очень интересно. После этого опыта я пошла учиться в школу дизайна интерьера «Детали». Окончив её, я сразу же открыла своё бюро и никогда не сидела без работы. 


—   Ольга, расскажите нам о своей команде? 

—  Команда у меня не большая — три человека. Две девушки, одна из которых занимается авторским надзором и чертежной документацией, другая — подбором по моим наводкам, и молодой человек, который занимается визуализацией. Все проекты я веду сама, но с их помощью.

Кроме этого, совсем недавно мы запустили новый проект, который называется Interior Box. Этот проект рассчитан на тех людей, которые не могут позволить себе меня, как дизайнера, для которых обычные бюджеты моих заказчиков слишком велики. Interior Box для более «легкого» бюджета. В проекте представлены более менее шаблонные интерьеры, примеры которых можно посмотреть на сайте, и именно в таком стиле интерьер получит клиент у себя дома. Этот интерьер будет разработан мной. Гонорар за квартиру совсем небольшой — 60 000 рублей. Подробнее про проект Interior Box можно узнать на сайте проекта Interior Box.net . К готовому дизайн проекту человек получает настоящую коробку, в которой лежат все образцы для его интерьера, все чертежи, визуализация в формате Sketch, список всех поставщиков для его материалов, карта лояльности, по которой он получает скидку 10% от всех поставщиков, указанных в его проекте. Цена интерьерного бокса полностью окупается скидками по карте. Соответственно, он живет в интерьере, созданным нашим бюро, но за минимальный бюджет.

Сейчас у проекта нагрузка совсем не большая, мы делаем 2-3 проекта в месяц. Потенциально мы планируем увеличить нагрузку, тем более мы приглашаем к сотрудничеству других дизайнеров, которые тоже хотели бы разработать свой именной бокс для своих клиентов. 


—   Есть ли, по-Вашему, что-то общее у Ваших клиентов?

—  У моих клиентов очень мало общего, потому что у меня абсолютно разные клиенты. Хотя, нет, есть общее - они у меня все с семьями и часто с малышами, либо в процессе ремонта у них появляется малыши, либо семьи, но главное, что в конечном итоге обычно я передаю квартиру уже семье. Очень мало у меня одиноких мужчин или одиноких женщин. Я очень люблю делать детские и всегда рада, когда в семье, для которой нужно будет разработать дизайн-проект, есть дети.

Интересно то, что чаще всего в семье люди договариваются между собой, и я сдаю проект одному человеку, либо мужу, либо жене, что очень удобно. Потому что в семье мужчина и женщина имеют весьма разное представление о том, какой должен быть интерьер.



— Ольга, расскажите над чем Вы работаете сейчас? 

—  Сейчас у меня два квартирных проекта в Москве. Одна квартира 300 кв.м, другая — 100 кв.м. Плюс к этому веду проект для мини-отеля в лесу. 

Параллельно с этим у меня есть два квартирных проекта и небольшой стайлинг в Лондоне. 


—  Вы очень много путешествуете. Можете сказать, архитектура какого города вам больше по душе?

— В разные периоды мне нравится разная архитектура. 

Могу сказать, что двери мне дико нравятся в Париже, а здания в Милане. Современная архитектура мне мало где нравится, но Сити в Лондоне мне по душе. Очень нравится старая викторианская застройка в Лондоне и Палаццо в Италии. Если говорить о загородном стиле, то мне нравится итальянский вариант. С другой стороны, под Лондоном очень много домов старых фамилий, которые сейчас преобразованы в отели, с прекрасными парковыми зонами, они никого не оставят равнодушными. 

К этому всему мне нравятся индийские дворцы и древние индийские форты. Я была в Индии несколько раз, и дворцы Раджастхана просто прекрасны! Белый камень на индийской жаре, прекрасные внутренние дворы, аллеи — все это смотрится очень колоритно. 

Абсолютно необыкновенные дворцы есть Бангкоке. Если бы их построили где-нибудь в Лондоне, то это казалось бы диким китчем. Повсеместное золочение, керамика, все это сияет на ярком солнце и вместо того, чтобы резать глаз, поднимает настроение до небывалых высот. Именно в Бангкоке всё это выглядит очень натурально.

Безумно красивая архитектура в Брахмапутре, это в Непале, недалеко от Катманду. Там абсолютно потрясающая аутентичная архитектура времен Великого Шелкового пути.

Всё это стоит посмотреть, объездить все эти места ровно для того, чтобы потом правильно и умело вплетать увиденное в любой интерьер в любой стране. Например, когда я занималась строительством в Москве Buddha Bar, мне очень сильно помогли путешествия в Индию и в Непал, заказчики хотели использовать в интерьере как можно больше этнических мотивов. В результате мы получили московский Buddha Bar, который сочетает в себе Непал и Индию, хотя обычно Buddha бары похожи больше на сочетание Китая и казино. 

Если говорить о России, то мне очень нравятся в Москве здания в старо-русском стиле, а Храм Василия Блаженного я считаю одним из самых красивых зданий во всем мире, хотя могу сказать, что и Красная площадь меня очень вдохновляет. 

Я недавно была в Пскове, в глубинке России, и там очень красивые храмы. Но меня скорее поразила не архитектура, а внутреннее убранство храмов. 

Но, должна признаться, что больше всего меня вдохновляет все таки Европа. 



— Ольга, есть ли у вас любимый стиль в интерьере? 

— Любимого стиля нет, но скорее всего это современная классика, но не стиль, связанный со временем, а стиль, связанный с людьми, например, с известными декораторами. Думаю, что сейчас абсолютно всем приятен стиль Жан-Луи Денио, но так как я больше времени провожу в Европе, то я бы сказала, что любимый стиль — это стиль Дэвида Коллинза. Также есть британский декоратор Кatherine Рooley. Её стиль абсолютно эклектичный, он больше похож на что-то между Лондоном, где все немного серо, Парижем, где светлее, барочнее, и Италией, где всё очень современно. Так вот, если это всё соединить воедино, приправив чуть-чуть латунью и полудрагоценными камнями, вмешать немного антиквариата из Америки времен Золотой эпохи Голливуда, тогда получится очень легкая, но современная классика. Вот этот стиль меня сейчас больше всего привлекает. 


— Можете рассказать откуда вы черпаете вдохновение для своих проектов? 

— Путешествия и заказчики. Я считаю, что прежде чем что-то делать, нужно очень много всего посмотреть, и лучше посмотреть именно живьем, потому что ни одна книга, ни один телевизор, экран не передают все эмоции и все тактильные ощущения, к сожалению. 

Сам конечный образ проекта и функциональную его часть формирует, конечно, заказчик. Я стараюсь делать свои проекты абсолютно персонализированными, для конкретного человека, не какой-то размытый образ, не какое-то высокое искусство, а конкретно для конкретного человека. 


— Ольга, случалось ли в Вашей практике, что заказчик просил нечто такое, что Вы знали наперед, что будет некрасиво или неуместно? Как объяснить это заказчику? 

— Обычно такое бывает в каждом заказе. В этом случае я просто стараюсь показать заказчику то, что его заинтересует еще больше, чтобы он, увидев, вдохновился и забыл о своих прежних образах. 

У меня был один единственный случай, когда заказчик упорно просил то, что я считала не подходящим для интерьера. Он очень хотел аквариум с тропическими рыбками в свой деревянный дом. Когда необходимо совместить по сути две не до конца совместимые вещи, нужно обыграть это таким образом, чтобы в результате выглядело все так хорошо и красиво, и ты смог простить себе эту несовместимость. 

В случае с аквариумом мы сделали следующее: разобрали целую стену и встроили его в стену между столовой и большой комнатой для отдыха с домашним кинотеатром. Стена в итоге получилась очень воздушной, не было ощущения инородного тела. Аквариум прекрасно вписался в интерьер деревянного дома, кроме того вечером он прекрасно выполнял функцию романтичного, приглушенного освещения для обеих комнат.

Это, пожалуй, единственный случай, когда заказчик упорно стоял на своем. Во всех остальных случаях мне удавалось найти очень интересные решения для замены. 


Ольга, а с какими стереотипами  и ожиданиями от клиентов Вы чаще всего сталкиваетесь в своей профессии? 

— Я считаю, что к дизайнеру обращаются за тем, чтобы он превзошел любые ожидания клиента. Даже если человек считает, что у него очень хороший вкус, но при этом обращается к дизайнеру за проектом, то он обращается только за тем, чтобы дизайнер предложил ему то, что даже он со своим прекрасным вкусом не смог бы придумать и воплотить в жизнь. То есть, в любом случае, дизайн проект должен превосходить желания и возможности клиента. Дизайнер должен двигаться вдоль фантазии заказчика, но на более высоком уровне, он должен сделать что-то такое, что клиент сам бы никогда не смог. Именно поэтому могу с уверенностью сказать, что все ожидания и пожелания моих клиентов, я смогла оправдать и, надеюсь, даже в чем-то превзойти.

Я всегда очень внимательно слушаю своих клиентов. В любом случае, когда клиент думает о своем жилье, у него есть уже интуитивное понимание, и моя задача — взять это понимание и поднять его на более высокий уровень.



— В чем, по-Вашему, главное отличие европейского дизайна и дизайна российского? 

— Для меня главное отличие даже не в стилистике, а скорее в цветовой гамме. Например, британские заказчики предпочитают холодные цвета. Теплые цвета у них ассоциируются с чем-то арабским, чуть-чуть с русским, но точно не ассоциируются с ними. Цветовая гамма в Лондоне будет состоять из всех оттенков серого, плюс белого, фиолетового, может быть совсем немного малинового. Британский заказчик очень любит современное искусство, в то время как российский заказчик больше тяготеет к традиционному фольклору. Практически для каждого российского заказчика уют символизируют теплые природные оттенки. Отличия есть и в использовании тканей в интерьере. Британцы любят плотные шелка для штор и не очень любят лен, а российские заказчики к льну относится положительно, то же самое можно сказать и о бархате.

Британцы любят более элегантный интерьер, любят дорогие материалы, но сдержанные формы, а русские предпочитают что-то более пышное, любят декор больше. Можно сказать, что британцы предпочитают рисовать интерьер более широкими мазками. Так, например, большие форматы картин в интерьере более характерны для Европы. 


— Ольга, а что Вы не любите в интерьере?

— Отсутствие вкуса и отсутствие пропорций. 

Я свято верю в то, что красота объективна. Вкусы бывают разными, человек может предпочитать более открытое пространство, более закрытое, более минималистский интерьер, более насыщенный, но красота объективна. Это может не подходить к твоему образу жизни, к твоему вкусу, но должно быть красивым в любом случае. 

Я не люблю отсутствие понимания пропорций, странные прихоти, нелепые сочетания цветов, избыточную позолоту. Все должно быть в меру. Не люблю отсутствие баланса. 


— Можете дать советы для тех, кто планирует ремонт без помощи профессионалов?

— Если делать большой ремонт и при этом не привлекать профессионального дизайнера,то я бы посоветовала, во-первых, собрать как можно больше информации. Нужно собрать около трехсот картинок того, как ты видишь свой интерьер. В процессе сбора будет вырисовываться общая картина того, что нравится. После этого нужно определить референтные точки, определиться с количеством спален, санузлов. Очень важно определиться с логистикой помещения. Необходимо уделить много внимания свету, понимая, что необходимо предусмотреть несколько уровней освещения, чтобы в любое время суток вам было бы комфортно. 

Важно понаблюдать за собой и остальными членами семьи, что вы делаете в течении дня, где больше проводите время, когда включаете свет, где обычно заряжаете телефон. Если вы любите ходить по полу босиком, то какое напольное покрытие наиболее комфортно и в какой комнате. Какой диван в гостиной будет удобен  большой угловой с подлокотниками или выбрать компактный с двумя креслами. Если вы и ваши домочадцы очень аккуратны, то можно позволить кухню со светлыми белоснежными фасадами, но если вы не поклонник постоянной уборки, то кухня в темных оттенках не доставит вам много хлопот. В целом совет такой — нужно понаблюдать и присмотреться, исходя из этого, планировать пространство комфортное для себя и всей семьи. Дизайнеры так и поступают. Они спрашивают своих клиентов обо всем. Как вы встаете по утрам? Когда вы открываете окна? Часто ли принимаете душ? Как вы любите спать? После того, как свои привычки удастся идентифицировать, нужно в соответствии с ними попытаться распланировать интерьер своей квартиры или дома. 

Хотя я считаю, что в любом случае стоит привлечь профессионала, который хотя бы очертит ваши идеи и донесет информацию до строителей.


— Ольга, как часто Вы бываете в России? 

— В России я бываю одну неделю в месяц. Не смотря на то, что команда у меня отличная, некоторые вещи доступны только мне, поэтому в Москву я прилетаю каждый месяц. За эту неделю на каждом проекте я бываю по три раза, собираю всех поставщиков и самостоятельно принимаю самые сложные решения на объекте. Также раз в месяц я встречаюсь с заказчиками, а в остальное время мы обсуждаем рабочие моменты по скайпу. Например, сейчас у меня клиенты находятся в Сингапуре, а квартиру для них я делаю в Лондоне, абсолютно вся связь идет по скайпу. 

Мои клиенты мне доверяют, поэтому они очень редко приходят на объект. В основном я делаю для них фотографии процесса стройки и отделочных работ. Некоторые клиенты видели свои квартиры только два раза. В первый раз, когда они приходили знакомиться со строителями, тогда мы посмотрели стадию объекта, там была полная разруха. Второй раз они пришли, когда мы уже монтировали столярку. Есть те, кто приходит в уже готовый интерьер. И, я думаю, это удобно всем, ведь на объекте ежедневно возникают рутинные вопросы, которые способны повергнуть клиентов в уныние, но которые совершенно обычны для меня, они кочуют из одного проекта в другой. Для меня они понятны и решаемы, а вот у клиента может начаться паника. Например, один раз у нас не состыковались шелковые обои ручной работы. Пришлось пригласить художника, который дорисовывал по месту все необходимые элементы, и когда клиентка пришла на объект, она была счастлива! Я считаю, что клиентам не нужны отрицательные эмоции, и им следует пореже приходить на стройку. Ведь именно для освобождения от строительных проблем и существует авторский надзор. 


— Ольга! Спасибо Вам за участие в проекте «интервью с дизайнером»! Думаю, благодаря Вам наши читатели смогут избежать ошибок при ремонте, а фотографии ваших реализованных проектов вдохновят их на создание стильного и элегантного интерьера в своем доме!